🤓👩💻
Развитие технологий непрерывно меняет ситуацию во всех отраслях нашей жизни. Мы активно, часто с удовольствием, ими пользуемся. Однако применение информационных технологий в образовании часто вызывает негативную оценку у значительной части участников образовательного процесса.
🎆 О.В. Надеждина продолжает начатый разговор об эффективности технологий в образовательном процессе. Читаем размышления Ольги Викторовны в статье.🤓👩💻
«Педагогическое колесо – это образ мышления; это способ взглянуть на образование цифрового века, который соединяет возможности мобильных приложений, трансформацию обучения, мотивацию, развитие познавательных навыков и перспективные цели образования». ( Аллан Каррингтон)
Таким образом, назначение педагогического колеса – помочь каждому из нас (учителю, репетитору) использовать медиаресурсы в преподавании, держа во внимании «общую картину долгосрочных результатов» .
Идея, вроде бы, не блещет новизной, всех нас когда-то учили грамотно подбирать инструменты для решения тех или иных педагогических задач, если бы не одно «но» - сегодня решать эти задачи приходится в новых условиях, условиях цифрового мира, а этому надо учиться. Готовый интерактивный инструмент, разработанный для педагогов 21 века, - подарок поистине бесценный и своевременный. Тем более, что уже несколько лет, благодаря усилиям Ольги Евстифеевой, существует русскоязычная интерактивная версия колеса: PW Master V4.1 RUSSIAN.key (designingoutcomes.com)
Как это работает?
Для начала попробуем «разобрать» колесо на части, чтобы понять, как оно устроено. Пройдя по ссылке, получаем картинку-плакат на котором систематизированы в виде «колеса»:
- 5 фильтров-"подшипников" - пять аспектов, которые следует учитывать при планировании курса, темы, отдельного занятия;
- критерии отбора приложений в соответствии с уровнями таксономии педагогических целей Блума в когнитивной сфере;
- иконки 124 приложений, которые могут быть использованы для решения тех или иных педагогических задач;
- ссылки на ресурсы о модели П4 (SAMR), разъясняющие ее концепцию;
- ссылки на ресурсы по иммерсивному обучению в помощь учителю для разработки увлекательных проектов, способствующих развитию знаний учащихся и повышению мотивации.
Первое представление есть. Идем дальше.
В центре всей конструкции – модель (портрет?) выпускника. Репетиторам вряд ли стоит разбираться в этом вопросе детально, а вот учителям (особенно классным руководителям) стоило бы погрузиться и адаптировать предложенное под свою конкретную ситуацию.
Разные «сферы» педагогического мышления связаны в колесе посредством пяти фильтров-«подшипников» (выбор в одной области влияет на решения в других областях):
- Качества и способности выпускника
Если формулировать просто, то качества выпускника – это долгосрочные цели образовательной деятельности. Важно, что цели в этом случае не исчерпываются только образовательными.
2. Мотивация
Центральный вопрос: «Для чего я это делаю?» Интересно, что в «колесе» заложено его одновременное обращение и к ученику, и к учителю. Представлена «модель мотивации 21 века». Подробнее об этой модели рассказывается в ролике «Загадки мотивации» (к сожалению, варианта с переводом на русский найти не удалось, а субтитры не очень высокого качества):
The puzzle of motivation | Dan Pink - YouTube
Суть подхода – мышление в координатных плоскостях Самостоятельности, Мастерства и Цели со всеми вытекающими (и очень узнаваемыми в современных условиях) последствиями.
3. Таксономия Блума
Подробно разобрали в прошлый раз, поэтому имеет смысл остановиться только на главном – усвоить как мантру: «К концу изучения темы/урока/семинара/мастерской ученик должен уметь.....» Конкретно. Измеряемо. Минимально достаточно.
И только после этого – вперед к медиа ресурсам!
4. Использование технологий
Их море, они меняются, они простые и очень сложные. Главное – критерии эффективности для решения КОНКРЕТНОЙ педагогической задачи. И да, эту часть колеса имеет смысл создавать самим и «под себя», опираясь на предложенные колесом сферы.
5. Модель SAMR
«Подмена, Приращение, Перепроектирование, Переопределение (Substitution, Augmentation, Modification, Redefinition), описывающая степени применения технологий. С помощью этого инструмента учитель может оценить, насколько применение технологий способствует (или нет) повышению уровня обучения в отличие от того, если б оно происходило без них ».
Именно этот аспект колеса для меня оказался на данном этапе особенно ценным.
PS: Для примера – два варианта заданий, которые, на мой взгляд, работают эффективнее с применением медиа ресурсов, чем без них.
https://www.thinglink.com/scene/1383839394032517123
Первый ресурс особенно хорош для историков. Второй – для биологов и химиков.
В части 3:
«Еще не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки», — Ричард Брэнсон (британский предприниматель 1950)
🐣 Как «создать» свое «педагогическое» колесо.
📀 Запускаем проект.