Недавно в киноцентре "Ленфильм" прошла творческая встреча с художниками Надеждой Васильевой и Ольгой Михайловой, на которой они рассказали о работе над костюмами к фильму "Конёк-Горбунок".
Сами костюмы можно было разглядеть в деталях на выставке, проходившей там же, в музее киностудии. Работы хороши. Хочется, чтобы как можно больше людей увидели эту красоту. А в фильме даже на крупных планах, к сожалению, она неразличима. Так что приятного Вам просмотра.
В конце этой статьи можно найти видео с детальной съёмкой почти всех костюмов, представленных на выставке.
Денег не пожалели
Начать хочу с похвалы не только художникам, прекрасно справившимся с задачей создания яркого красочного мира, но и продюсерам, которые не пожалели денег на эту часть производства.
- На мой взгляд, большая удача этого фильма - именно костюмы и декорации. Чего не скажешь о сценарии и музыке. К сожалению, не нашлось человека, который убедил бы продюсеров, что не нужны в этой сказке пошлые вставки типа "Skibidi" и шуток ниже пояса.
Все костюмы, реквизит и декорации были созданы специально для этой картины. И даже массовка была одета в уникальные в своём роде костюмы, сшитые под заказ. Прямо скажем, в нашем современном кино такой подход встречается редко.
Кроме того, для главного героя было создано целых два комплекта костюмов - для съёмок либо на синем, либо на зелёном хромакее.
- Не знаю, от чего зависит выбор цвета хромакея, но в итоге какие-то сцены снимались на синем фоне, какие-то на зелёном. И у режиссёра была возможность выбирать, в каком варианте костюма снимать героя.
Художники по костюмам
За несколько месяцев подготовительного периода перед съёмками было пошито более 300 костюмов. Непосредственно над их созданием трудились 13 человек, но в общем во всех процессах задействовали более сотни. А художников по костюмам было двое.
Надежда Васильева и Ольга Михайлова не в первый раз работают вместе на масштабных проектах. Среди них, например, фильмы "Скиф" (2018), "Салют-7" (2017), а за "Матильду" (2017) они получили "Нику" как лучшие художники по костюмам.
У Надежды и Ольги несколько разные амплуа в процессе работы.
Как говорит сама Надежда, она любит "трансформировать" героев с помощью нарядов. И даже порой убеждает режиссёров переписать сцену ради переодевания актёра. В этом фильме, например, сцена с надеванием Царь-девицей мужского голландского костюма - её придумка.
Ольге больше нравится создавать такое, чего никто не делал раньше: придумывать трансформеры, механизмы, использовать современные материалы, стилизовать их. К примеру, на некоторых головных уборах придворных есть конструкции из фигурок, и все они вращаются!
Вдохновение в русских сказках
Может показаться, что костюмы получились слишком вычурные. Но такова была задача: создать яркий сказочный мир.
Хоть формально костюмы относятся примерно к 17 веку, всё же они не привязаны к конкретной эпохе. Для сказки не нужна историческая достоверность, а нужен красочный запоминающийся образ. И чтобы по костюму можно было сразу угадать род занятий персонажа.
Поначалу продюсер и режиссёр хотели поместить героев в современные обстоятельства и одеть "модно, стильно, молодёжно".
К счастью, художники смогли убедить их, что нужно обратиться к старинной русской культуре и черпать вдохновение там. Поэтому и удалось добиться ощущения, что герои фильма как будто сошли со сказочных иллюстраций Ивана Билибина.
Кстати, сам Билибин не только иллюстрировал книги, но и создавал эскизы костюмов и декораций к операм: "Золотой петушок", "Руслан и Людмила", "Борис Годунов" и другим. Так что, можно сказать, был коллегой художников-постановщиков и художников по костюмам.
Кроме рисунков Билибина, как образец использовались лубочные картинки. Из них брали изображения солнца, цветов, людей, зверей и мифологических существ. А ещё на костюмы нашивались разные бирюльки и игрушечки - ведь фильм детский.
"Хождение за три моря" в поисках тканей
Казалось бы, логично покупать ткани для русских костюмов на родине русского ткачества - в Иваново, Костроме, Москве. Кое-что действительно было заказано на отечественных производствах. Например, лён купили в Костроме.
Но бархат и шёлк нашли в Узбекистане. Церковные ткани заказали из Греции. А ситец везли не из Иваново, нет, а... из Индии! - вот сейчас владельцам ивановских фабрик должно стать очень стыдно - потому что в Индии дешевле цена и лучше качество.
На индийских базарах Надежда и Ольга разыскали старинные сари невероятной красоты, которые тоже послужили основой для сказочных костюмов. Например, из них сшили кафтан Царь-девицы.
Выставка костюмов на "Ленфильме"
Важно отметить, что съёмки фильма проходили в 2018 году, и костюмы ждали своего часа, чтобы показаться зрителям, почти три года и всё это время где-то и кем-то бережно хранились.
Центральное место на выставке заняли костюмы главных персонажей из финальной сцены (где Иванушка нырял в котлы). Слева направо: Спальник, Царь-девица в клетке, Царь в свадебном костюме и Генерал. Давайте внимательно рассмотрим их.
Поскольку над костюмами работали одни из лучших художников российского кино, то без сомнения можно сказать, что здесь всё имеет значение, на всё нужно обращать внимание: на цвета и фактуру материалов, на символы. Они дополняют образы героев и помогают их раскрывать. А некоторые детали отсылают к другим знаковым фильмам.
⚜️ Спальник ⚜️
Спальник - это придворный чин 15-17 веков. В его обязанности входило одевание и раздевание царской особы, дежурство в комнате, сопровождение в поездках. В спальники назначались молодые люди знатного происхождения, должность позволяла сделать хорошую карьеру.
По сюжету Спальник - фактически правая рука царя, богатый и важный чиновник. Его костюм один из самых нарядных и красочных.
Обилие золота, вышивка шёлком и канителью, металлические украшения с цветным стеклом и эмалью. Узоры тоже соответствующего содержания.
Что касается головного убора, то в фильме Спальник носил высокую шапку, а на выставке его почему-то решили нарядить в кокошник )))
⚜️ Генерал ⚜️
Вторая рука Царя по сюжету - упитанный неповоротливый Генерал с рыжей окладистой бородой. Его костюм красного цвета (символ власти, крови, агрессии) с вышивкой шёлком. Спереди у него надет некий гибрид кожаного доспеха и кольчуги, нашиты амулеты в виде солнца, луны, птиц.
Позабавил миниатюрный топорик, возможно, символизирующий немощь его как военачальника (но это лишь моё предположение).
А на кафтане можно разглядеть диковинные сюжеты: всадников на лебедях, кажется, даже Кота в сапогах и какого-то зайца на лыжах.
⚜️ Царь ⚜️
Царские наряды богаты и на разнообразие цветов, и на обилие мелких деталей и фактур. Условное название персонажа "старый козёл". Ну, и костюмы у него соответствующие: нелепые детали, главная из которых - клубничка. Она встречается в разных видах на всех деталях одежды.
Свадебный костюм
Традиционно красное праздничное облачение буквально усыпано драгоценными камнями и почти сплошь покрыто золотой вышивкой. Поскольку наряд свадебный, в центре - лебеди, как символ верности и семейного счастья. Казалось бы, все прилично, но...
На голове Царя разместилась странная конструкция из золота: пародия на шлем (в виде причёски) императора Священной Римской империи Карла V, только в форме кока Элвиса Пресли.
Костюм для купания
Перед свадьбой Царю предстояло пройти обряд омоложения, нырнув в три котла. Поэтому мы видим его в сказочном купальном костюме. Это такая своеобразная царственная тельняшка с золотыми полосками.
Домашний костюм
Мы видим Царя, в том числе когда он спит в кроватке. Этот образ достаточно наивный, немного даже инфантильный. Чепчик в виде короны, ягодки, птички. Милота. А рядом лежит мантия, в которой он выходил на прогулку при первой встрече с Иваном.
Наряд для бала
Широкое нарядное царское оплечье - барма - традиционно украшалась религиозными символами и драгоценными камнями. А у сказочного царя появляются деревья, цветы и снова ягодки.
На подоле вышивка с изображением цветов и зверей-символов.
На кафтане - симпатичная вышивка с разными ипостасями царя:
⚜️ Царь-девица ⚜️
Иностранный наряд
Царь-девица, желая произвести неизгладимое впечатление на царя, выбирает для знакомства не традиционное платье, а эпатажный наряд, который она сняла с модельера Тряпкина-Тапкина.
Царская клетка
Под венец Царь тащил невесту силой, в буквальном смысле заперев в золотую клетку. Художники решили, что царская клетка не может быть просто решёткой, поэтому создали настоящее произведение искусства.
Платье, в котором царь-девица стоит в клетке, - это нижнее платье того наряда, в котором она лежала в гробу. Вышитые на юбке ростки и побеги - ожившие ветки и колючки того же брутального верхнего платья. А это лёгкое и воздушное платье символизирует возрождение к жизни.
Погребальное платье
Платье сшито из льна, так как по сюжету Царь-девица спит мёртвым сном, а в старину хоронили именно в льняных холстах. На шею надет как будто застывший погребальный венок, а на груди - вмёрзшие в лёд цветы.
Прозрачный венок-воротник сделан с помощью лазерной резки, собран вручную, затем полит в несколько слоев жидким силиконом.
На юбке шёлком вышиты колючки, чертополох, змея, нашиты черепа.
И в целом много угловатых и острых деталей, которые отражают непростой характер героини. Она не самый положительный персонаж.
По сюжету, когда девица прыгает вниз, юбка её раскрывается как парашют, и потом леденеет. А Иванушка, падая на эту юбку, прорубает ногой лёд. Дальше, когда девица камнем устремляется за падающим Иваном, юбка должна сложиться, и затем снова раскрыться.
Ольга Михайлова вместе со специалистом по компьютерной графике создала уникальную технологию: на юбку крепились куски "льда" из пластика, в которые были вмонтированы гальванизированные цветы.
Притом, вариантов этих юбок-парашютов было две: пластиковая и тканевая, расписанная и вышитая. Снимали сцену падения долго и мучительно. А в итоге почти ничего из отснятого в фильм не вошло.
И на выставке юбки-трансформера тоже не было.
Свадебные наряды Ивана и царь-девицы
Царь-девица, кажется, в это платье так и не переоделась. Всё ходила в своём белом лёгком платьице. А вот Иван в конце вынырнул из последнего котла как раз в этом наряде.
Платье Царь-девицы расшито металлизированной нитью, бисером и канителью. Довелось мне несколько лет назад посетить мастер-класс на фабрике "Торжокские золотошвеи". Там-то я и познала сложность такой работы. Так что оценить масштабы труда по достоинству могу.
Кроме цветов, на подоле изображены единорожки, перепрыгнувшие и на свадебный кафтан Иванушки.
На свадебных нарядах единорог появляется неслучайно. Для девушек он - символ чистоты и непорочности, а для мужчин - символ чести.
⚜️ Иванушка ⚜️
И вот наконец мы добрались до главного персонажа. У него костюмов было несколько. Почти все они, чтобы подчеркнуть народное происхождение героя, были вязаные. На Руси так, конечно, не делали. Но этот "читерский" ход был необходим для художественного образа.
Рубаха
При создании первого костюма хотелось добиться фактуры грубого необработанного домотканого льняного холста, но на экране льняная рубашка выглядела слишком гладко и глянцево. Поэтому решили использовать вязку из грубой шерсти.
Поверх вязки узоры нанесены не вышивкой, а валянием шерсти.
Кафтаны
А вот кафтаны, которыми Царь одаривал Ивана, сшиты из индийских сари и ковриков. Они выглядят богато, красочно, добавляют стать. Украшены цветами, лошадьми и жар-птицами.
Из этих же материалов сшиты красные "сафьяновые" сапожки. Видно, что их реально носили изо всех сил.
Тот самый свитер
А вот когда Иванушка отправился выполнять финальное задание - за тридевять земель добывать свадебное кольцо - его снова одели в вязаную рубаху. Даже не рубаху, а свитер. В нём он, кстати, и в окно к Царь-девице влезает, и проходит финальное испытание с котлами.
Этот свитер - "пасхалка" от художника по костюмам. Дело в том, что Надежда Васильевна создавала костюмы почти ко всем фильмам Алексея Балабанова, своего супруга. И к "Брату", конечно, тоже (1997). И именно она нашла для образа Данилы Багрова знаменитый вязаный свитер.
Режиссёр "Конька-Горбунка" попросил одеть Иванушку как настоящего русского героя.
«И я подумала: раз раз уж мне выпала судьба делать героев из хороших парней, пусть у него будет свитер Данилы Багрова. Я связала рубаху из похожей шерсти и отделала ее ситчиком. И Антону [Шагину] этот „свитер“ очень шел», — смеется Надежда Васильева.
К сожалению, на выставке ни свитера Данилы, ни свитера Ивана не было.
А здесь Вы можете посмотреть полное видео из выставочного зала.
Другие рассказы здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!