Найти тему
Циник

Исторические байки. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Осень. Средневековье. Мигранты.
Осень. Средневековье. Мигранты.

Все мы помним из курса истории, что в конце 15 века Иваном Третьим был узаконен новый Судебник - свод законов - по которому кроме всего прочего, ограничивалось право крестьянина на уход от своего феодала. Теперь крестьянин мог это сделать лишь в течение двух недель, на Юрьев день осенний, в ноябре, после сбора урожая. Подразумевается, что раньше крестьянин мог уйти в любое время. А данная норма стала первой в череде законов, направленных на закрепощение крестьян.

Я всю жизнь принимал эту историю на веру. А что такого? Собирает урожай, платит пожилое и чао, бамбино! Но давайте рассмотрим ситуацию под другим углом.

В России крайне сильна крестьянская община. Люди рождаются и умирают в общине. Зачастую, кроме своих деревенских соседей крестьянин никого за всю жизнь и не видел. Ведь некоторые деревни были в очень отдаленных местах. Вплоть до 20-го века крестьянин жил в общине, слушался общину и не мог пойти наперекор общине.

Был при Николае Втором премъером некий Столыпин, который предпринял ряд реформ, направленных на развал общины, потому что она мешала развитию капиталистических отношений. Это, на минуточку, начало 20-го века.

Вот он, этот коварный тип гражданской наружности...
Вот он, этот коварный тип гражданской наружности...

А что же мы видим в 15 веке? Крестьяне словно лютые фрилансеры гоняют по стране из поместья в поместье. В ноябре. А их там уже ждут с цветами и шампанским. Мол, к нам приехал Иван Иваныч дорогой!

Кстати, возникает вопрос, а, собственно, как крестьянин-кочевник выбирал себе новое место жительство? Интернетов тогда не было, газета "Правда" не всегда доходила до деревни, Джоб Ру работал нестабильно...

Или что, боярин важный такой, бородатый приезжал в деревню: "Собирайся, Ванятка, ты нужен своей стране моему хозяйству"

Я понимаю, что нам сейчас ситуация кажется нормальной, но в Средневековье человек был неразрывно связан со своей родней. А все его соседи чаще всего - его родня. Даже в 20 веке во многих деревнях у жителей одна фамилия. Пример - с. Дединово Луховицкого района. И ради чего он бросит свою устоявшуюся жизнь? Ради того, чтобы получить на полпуда зерна в год больше? Между прочим, он это зерно вряд ли продаст, скорее всего, передаст старосте, чтобы тот реализовал от имени общины. Потому как болтаться по городам у крестьянина нет времени, он делом занят. Да и не будут с ним из-за пары мешков дело иметь. Место на рынке он не купит - дорого. А перекупщики дадут ему две копейки. Затраты не окупишь.

Так что же значит закон о Юрьеве дне? Андрей Степаненко считает, что не крестьяне разбегались от феодала, а феодал, то есть управляющий поместьем в этот день отчитывался о прибыльности своей деятельности перед хозяином земли. Получил прибыль - молодец. Нет - тебя заменят на другого. Незаменимых, как известно, у нас нет. Именно управляющий собирает оброк и он же его реализует для выплаты ренты хозяину. Мне эта версия кажется гораздо более логичной, разумной и соответствующей действительности. А вот при Романовых на место управляющих пришли новые, бедные и злые помещики, которые и устроили то самое пресловутое "крепостное право". Но об этом в следующей серии.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц