Некоторые виды затрат имеют специальный порядок учета в бухгалтерии. Сказанное относится, например, к расходам на рекламу при использовании УСН, то есть упрощенки. Для начала следует дать определение термину. Под рекламой понимаются сведения о хозяйствующем субъекте или товаре, которые распространяются любым способом и имеют в качестве целевой аудитории неограниченный круг лиц.
Например, рассылка каталога с товарами конкретному потенциальному покупателю не является рекламой. Это объясняется тем, что имеется конкретный адресат. Но тот же каталог, выложенный на витрину в магазине, становится рекламой, так как его может взять абсолютно любой человек, посетивший объект. Более подробное определение рекламы дается соответствующий Федеральный закон - №38-ФЗ (датируется 13.03.2006). Его актуальная редакция принята 8 декабря 2020 года.
Учет ненормируемых расходов на рекламу при УСН
Порядок учета ненормируемых рекламных расходов при УСН (доходы минус расходы) регламентируется статьей 264 НК РФ (пункт 4). К ним относятся следующие виды затрат в области рекламы:
- различные СМИ и кино – журналы, газеты, теле- и радиопередачи;
- реклама посредством интернета, включая контекстную, баннерную, таргетированную, а также специализированные услуги, направленные на продвижение интернет-сайта;
- разные виды наружной рекламы, в том числе – световую, например, электронные табло, перетяжки, стенды, щиты и многое другое, за исключением рекламы внутри зданий и на транспорте;
- участие в ярмарках, выставках, презентациях и других подобных мероприятиях, включая взносы участника или оплату аренды выставочного комплекса;
- витрины, демонстрационные залы и другие виды внутренней рекламы;
- издание рекламных материалов в виде брошюр, каталогов, флаеров, буклетов с информацией о производителе или товаре;
- уценка товаров, использованных в качестве образца и потерявших в результате этого товарный вид.
Любые расходы на рекламу из приведенного выше списка относятся к ненормируемым, а потому могут быть учтены в полном объеме без каких-либо ограничений. Другими словами, если потрачено 10 тыс. руб., то все 10 могут быть учтены в качестве расходов при расчете суммы налога по схеме УСН «доходы минус расходы».
Учет нормируемых рекламных расходов при УСН
К нормируемым рекламным расходам, величина которых не может превышать 1% от выручки ИП или ООО на УСН, относятся следующие виды затрат:
- на продукцию для дегустации;
- реклама на любых типах транспорта, причем как снаружи, так и внутри, включая такой распространенный формат как бегущая строка;
- реклама внутри зданий и сооружений, например, в подъезде или лифте;
- товары, которые предоставляются в качестве подарка участникам рекламной акции или мероприятия;
- СМС-рассылка сообщений рекламного характера;
- сувенирная продукция, на которой нанесены логотип или другие сведения о компании или ИП рекламной направленности;
- покупка мест в каталоге или других рекламных материалах торговой сети или иных продавцом товаров.
Порядок списания рекламных расходов
Действующее налогового законодательство допускает списание расходов в течение всего года. Это особенно важно для нормируемых затрат, так как они не могут превышать 1% от получаемой хозяйствующим субъектом выручки. Распределение по двенадцати месяцам года позволяет учесть больше расходов и сократить таким образом сумму налога, подлежащего к уплате в бюджет.
Такой подход к списанию рекламных затрат позволяет оптимизировать фискальные выплаты. Причем сделать это на совершенно законных основаниях. Главное – своевременно оформлять необходимые подтверждающие документы, фиксирующие размер нормированных расходов на рекламу.
В качестве примера можно привести следующую ситуацию, которая вполне могла сложиться на практике. Исходные данные:
- проведение в марте рекламной акции с раздачей подарков общей стоимостью 100 тыс. руб.;
- выручка с января по март включительно – 1 млн. руб.;
- выручка в оставшиеся месяцы года – 10 млн. руб.
В марте разрешается списать рекламных расходов на сумму 1 млн. руб.*1% = 10 тыс. руб. За оставшуюся часть год разрешено списать в качестве затрат остальные 90 тыс. руб., так как это не превышает 1% от 10 млн. руб. выручки с апреля по декабрь.
Время учета расходов на рекламу при упрощенке
В отношении рекламных расходов действуют стандартные для УСН правила. Они гласят, что затраты могут быть списаны только в том отчетном периоде, когда товар или услуги были получены и полностью оплачены. Если акт приемки выполненных работ подписан 10 августа, расходы списываются в августе. На это не влияет оплата, сделанная в июле, так как услуга полностью предоставлена только в августе. Аналогичные правила действуют и при обратной ситуации: когда позднее выполняется оплата, учет ведется по ней.
Некоторые рекомендации по правильному учету рекламных расходов при УСН
Самый главный совет специалиста по бухучету достаточно прост. Он заключается в необходимости правильного и своевременного оформления документов, подтверждающих наличие и осуществление рекламных расходов, что особенно важно для УСН по схеме доходы минус расходы. В качестве подобной документации применяются:
- Договор-счет или просто договор с исполнителем. В нем указывается вид рекламы, получаемой заказчиком. Чем более детальный договор составляется, тем надежнее основание для списания расходов на рекламу.
- Акт приемки-передачи товара или выполнения услуг. Обычный документ, который выступает обоснованием для совершения оплаты. В нем обязательное указываются характеристики рекламной продукции, полученной клиентом.
- Финансовые документы. К ним относятся платежное поручение, счет-фактура и другая подобная документация, которая подтверждает осуществление оплаты, то есть фактическое несение расходов.
Вторая важная рекомендация – целесообразность использования современных онлайн-сервисов бухгалтерского учета. Например, онлайн-платформы «Тот Учет». Программа позволяет автоматизировать значительную часть бухучета, причем его ведение вполне возможно даже при отсутствии специальных знаний. Предельно простой и понятный интерфейс в сочетании с консультациями грамотных юристов и бухгалтеров позволяют с легкостью решить любые возникающие проблемы, включая грамотный учет расходов на рекламу при упрощенном налоговом режиме. В качестве бонуса – несколько тарифных планов, позволяющих подобрать подходящий по стоимости банковский продукт.
_______________________________
Статья из нашего блога: https://uchet.ru/stati/kak-uchest-raskhody-na-reklamu-pri-usn/