История о том, как я узнала, что "быть хорошей" - не только не обязательно, но и вредно.
От меня всегда ожидали стремления к "хорошести" по умолчанию, хотя я ещё лет в 5 маме доказывала, что в любом случае хорошая, что бы ни делала. Ощущения нужные были всегда, но я ни разу не думала эту мысль. Считала, что, если я поступаю правильно, то со мной не случится ничего плохого. Если добра к людям, то это гарантия их хорошего отношения ко мне. Так меня учили.
Позже на фоне пережитых беременности и родов начались проблемы, и я среди прочих специалистов решилась на психолога. Решалась долго, и была настолько уже готова к встрече, что легко делала, что мне говорят, отвечала на вопросы, минуя собственное мнение о том, какой должна быть.
А кто вам вообще сказал, что вы вся такая хорошая? Может, вы стерва? Может, вы злая?
Проблемы с нервами случаются и из-за того, что мы подавляем свою злость и другие "отрицательные" эмоции вместо того, чтобы проживать и высказывать их. Мы ведь такие хорошие, мы не можем злиться.
А потом мы лежим в кровати, и нас колотит, и желудок скручивает волнами, и этот ужас никак не хочет заканчиваться, и мы не понимаем, как нам дожить эту жизнь.
Неужели это того стоило? "Хорошесть" не даёт никаких ништячков по жизни. Женщина с синдромом отличницы, перфекционистка, трудоголичка; женщина, уверенная, что как она к миру, так и мир к ней, удобна всем, кроме неё самой. Обществу, начальству, даже семье выгодно поддерживать и одобрять эту модель поведения.
В 28 лет я впервые начала думать о том, что надо давать отпор, если тебя притесняют. Что надо говорить "нет", когда ты не хочешь что-то делать. Что не надо всех вокруг прощать, не надо подставлять вторую щёку.
Я никому не задолжала быть хорошей, милой и удобной. Никто не заключал со мной такого контракта. Я такая, какая есть, и если ты меня злишь, я скажу тебе об этом. Если ты влезаешь в моё личное пространство, я вытолкну тебя оттуда. Хватит улыбаться, когда в автобусе кто-то стоит на твоей ноге, толкает тележкой в спину в магазине, звонит по работе в выходной. Не "ничего страшного". Хватит.