В афтаре недельной главы Ки Тиса читается отрывок из книги Царей (Млахим 1, 18:1-39).
Во времена, описанные в стихах нашей афтары, большинство евреев Северного царства в душе уже были готовы оставить чужих богов и вернуться к Всевышнему. Пророк Элияу собирает весь народ на горе Кармель для того, чтобы Творец совершил для них чудо, которое поможет окончательно разрушить сомнения в сердцах евреев, подтолкнув их к служению Всевышнему.
Духовное состояние евреев Северного царства Израиля вызывало дополнительные проблемы. Перед ними не стоял вопрос, служить Всевышнему или идолам. Это достаточно ясная дилемма. Поясняют комментаторы, что в сердцах евреев того времени каким-то образом уживались обе системы взглядов. Многие верили в то, что обе силы – и Творец, и Бааль – обладают влиянием в этом мире. О самом царе Ахаве известно, что он был большим идолопоклонником. Однако, когда приходит арамейский царь Бен-Адад и требует передать ему Тору – царь Ахав готов пойти на даже на самопожертвование: он выходит на войну с превосходящими силами противника и побеждает их.
Сегодня нам кажется, что идолопоклонство тех дней было чем-то очень примитивным. Но на самом деле мы даже не можем представить себе, что оно представляло собой. Тогда Мужи Великого Собрания взмолились Всевышнему с просьбой ослабить силы идолопоклонства. Сегодня мы живем в эпоху, которая наступила после того, как их молитва была принята Всевышним. Но достаточно взглянуть на книги наших пророков, чтобы понять, что идолопоклонство тех давних времен было совсем не примитивным увлечением. Пророки Всевышнего – Ирмияу, Йешаяу и многие другие – без устали говорят о тяжести греха поклонения идолам. Это была очень хорошо обоснованная идеология. Хуже того – люди обладали обширными знаниями и умели пользоваться силами идолов. Они забывали о том, что все в мире создано Всевышним, и что все подконтрольно на самом деле только Ему. Люди наделяли Б-жественными силами светила, планеты и созвездия, и то самое служение Баалу заключалось в поклонении солнцу. Итак, очевидно, что испытание идолопоклонством было совсем непростым. Это и объясняет, как случилось, что в сердцах многих евреев могли уживаться две, казалось бы, несовместимые идеологии.
И вот, пророк Элияу ставит евреев перед непростым для них выбором. Они должны решить, кому служить – Всевышнему или идолам. Но такая постановка вопроса остается безответной: «И подошел Элияу ко всему народу, и сказал: долго ли вы будете колебаться между двумя мнениями? Если Г-сподь есть Б-г, то следуйте Ему, а если Бааль – то следуйте ему. И не отвечал ему народ ни слова » (Млахим 1, 18:21). Поясняет Раши: евреи действительно не могли различить между святостью и нечистым! Настолько сильно было влияние лжепророков Баала на умы евреев тех поколений! Пророк Элияу знает: чтобы вернуть Свой народ к истинной вере, Всевышний готов совершить великое чудо!
«И сказал Элияу народу: я один остался пророком Г-сподним, а пророков Бааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца, и положу на дрова, и огня не подложу. И воззовите вы именем бога вашего, а я воззову именем Г-спода. И будет, тот Б-г, который ответит огнем, Он и есть Б-г. И отвечал весь народ, и сказал: хорошо слово это» (Млахим 1, 18:22-24).
Абарбанель поясняет, что служение Бааля было связано с верой в силы солнца. Поэтому Элияу уступает очередь служителям Бааля, чтобы они начали взывать к своему божеству с утра и до полудня, как раз в то время, когда солнце в зените. Когда же все попытки спустить огонь с небес на приготовленную ими жертву заканчиваются неудачей, Элияу начинает действовать. И тут Абарбанель делает интересное замечание. Как правило, в текстах Танаха слово «солнце» встречается в мужском роде (шемеш ). Так сказано в Теилим (19:6): «И он (шемеш ), как жених , выходит из-под свадебного балдахина». В этом стихе солнце сравнивается с женихом, то есть мужским началом, кроме того, употребляется слово «он». Солнце является источником света, в то время как луна лишь отражает свет. Подобным образом выглядит и устройство семьи: муж выступает в роли дающего или оказывающего влияние, а жена – в роли получающей, или воспринимающей влияние. «Бааль» в переводе со святого языка как раз означает «муж», потому что Солнце дает миру необходимую энергию для жизни. Именно поэтому пророк Элияу позволяет жрецам Бааля приступить к «служению» с утра и до полудня. К этому времени светило достигнет высшей точки, и если ничего не выйдет, то у жрецов не будет возможности сослаться на неблагоприятные условия для чуда.
Жрецы Бааля начинают действовать, и, надо признать, прилагают неимоверные усилия. Они громко взывают к Баалю с утра и до полудня, скачут вокруг жертвенника и беснуются, и даже режут и колют себя, в надежде на чудо. Но «…не было ни голоса, ни ответа, ни слуху». В кульминационный момент их напрасных стараний Элияу начинает издеваться над жрецами. Он пытается «войти в их положение» и предполагает, что, может быть, их божок сейчас занят беседой или просто отошел по нужде. А может быть, он уже старенький и уснул, так пусть они кричат громче, чтобы он услышал...