Доброго дня товарищи подписчики и читатели странички нашего Фонда Криптосфера.
Сегодня читаем показания свидетелей из Памиро-Алая.
Напомню что все это в оригинале можно прочитать на сейте Аламас.ру где все материалы находятся в открытом доступе.
ПАМИРО-АЛАЙ
№ 701.
Сообщение Н. А______ (г. Куйбышев). Памиро-Алай
«Мне 28 лет. Восемь лет я хожу в горы Памиро-Алая. Ходил в походы II категории сложности. Может быть, потому, что в большинстве случаев мы ходим вдвоём и в месте, с богатым растительным миром, нам дважды приходилось видеть следы босых ног, а в 8о-х годах мы слышали крики, которые не мог издавать ни барс, ни горный козёл.
В 1985 году, в августе месяце, мы находились недалеко от моста через р. Джаукая, что юго-западнее кишлака Ворух (район Матчи), в двух днях хода. В этом месте все пути ведут к мостику. Там на пыли мы увидели три отпечатка.
В 1980 году крики я слышал поздно вечером. Нас было двое. Это было на притоке р. Ляйляк, что протекает в самой западной части Киргизской ССР. В 1986 году мы увидели следы в районе среднего течения р. Ляйляк. Там есть место, где все тропы сходятся в одну. Следы соответствовали размеру 45-46. Большой палец был отведён примерно на 2 см. В тот вечер мы с женой прошли около 20 км, как бы прочесали ущелье от самого ледника. На всём протяжении встретили двух чабанов, одного за 6 км до следов, другого примерно за 10. Из короткого разговора с ними стало ясно, что они не о каких «диких людях» не ведают, за сезон не видели ни барса, ни его следов (оба не видели ни разу в жизни), заботы у них другие.
Следы были оставлены на пыли на протяжении около 200 метров. В общем то, они были человеческие, но чьи? И почему босиком? Пыль постепенно заметала их. Места для жизни там замечательные. Огромный южный склон хребта над ущельем Ляйляка. На склоне арчово-берёзовые леса, барбарис, облепиха, боярышник, рябина. Наверху большое плато, примерно 40 х 60 км, там тоже леса, родники. Людей и овец нет, так как подъём для скота неудобный. Зима там должна быть тёплой хотя бы из-за южной ориентации склона».
Куйбышев, Н.П. А______, 1987 г.
№702.
Сообщение З.Х. Р_____. Памиро-Алай
«Я родом из Киргизии. Про это существо у нас очень много говорят. Мой дядя рассказывал, что в 1982 году он лично видел его след. Он говорил, что след обычный, только в два раза больше его и по краям видно отпечатки волос («шерсти»). Мы живём в Ляйлякском районе Ошской области, совхоз Ак-Суу. Сейчас я учусь».
Новгород, пос. Волховский, Р______ Зокирты Халилович, 1987 г
№703.
Из письма геолога Е______ А.А. Зерафшанский хребет
«Во время своей работы в предгорьях и на отрогах Памира в 1981-1983 годах, я неоднократно слышал от местных жителей, совершенно незнакомых с газетными и журнальными публикациями о «снежном человеке», рассказы и легенды о «пашминаках» - горных волосатых людях, которых горные таджики очень боятся. Однако в середине 1982 года в июле-августе, будучи в маршруте на ледниках в верховьях ручья Устунг я видел на скалах, примерно в 150-200 метрах от себя, быстро удаляющуюся фигуру животного, напоминающего человека. Особо близкое сходство с человеком проявилось во время его прыжков с камня на камень на фоне голубого неба. Преследовать его я не решился, так как был один, и при мне не было оружия. Когда я после прошествия некоторого времени подошёл к тому месту, где я его я заметил, то на щебнистом склоне его первоначальных следов не обнаружил, но увидел несколько выкопанных корней родиолы розовой («золотого корня» — растения, своими свойствами напоминающего женьшень)».
г. Ташкент, Е______ Аграм Андреевич, работник Стратиграфической Партии Комплексной геолого-поисковой экспедиции.
ГИССАРСКИЙ ХРЕБЕТ
(Краткая географическая характеристика) Гиссарский хребет входит в единую горную систему Памиро-Алая и протянулся в широтном направлении на 450 км. Наибольшие высоты 5500- 5800 м. Снеговая линия проходит на высоте 3500-4000 м. В средней части от него отходит к северу хребет, замыкающий долину, расположенную между Гиссарским и Зеравшанским хребтами – Фанские горы с наибольшей отметкой Чимтарга (5494 м). Приведённые в сборнике сведения собраны в основном на южных отрогах в ущельях рек Сиама, Лучоб, Ханака, Каратаг, Сорбо и их притоках, а также в районе Искандеркуля, в Фанских горах. Ущелье реки Сиама протянулось к западу от реки Варзоб примерно на 30 км на высоте от 2200 до 3000 м. Лесная растительность имеется только на нижних 8-10 км и представлена небольшими участками, где растут клён, арча, несколько ореховых деревьев. В пойме местами заросли шиповника, смородины, ивняка. На склонах много шиповника, но в основном травы: рогоз, ревень, чебрец и др. Животный мир небогат – встречаются следы бурого медведя, коз, сурки.
В 4-х километрах от устья (от шоссе Душанбе-Пенджикент) расположена гидрометеостанция, на которой круглый год дежурят 2-3 сотрудника. На шоссе в 1 км ниже впадения Сиамы в Варзоб расположен альплагерь, тренировочные и зачётные маршруты которого проходят по Сиаме. В ущелье находятся пастбища совхоза им. Куйбышева, отары которого пасутся на склонах с конца мая по конец сентября. С севера за хребтом находится ущелье р. Майхура, где ведутся открытые разработки минерального сырья. С юга примыкают верховья р. Лучоб. Ущелье Лучоба протянулось в меридиональном направлении примерно на 28 км. Верхняя часть его занята альпийскими и субальпийскими травами, средняя покрыта лесами, где много ореховых и фруктовых деревьев и кустарников. На травянистых склонах пасётся скот, в основном коровы, совхоза им. Куйбышева (с мая по сентябрь). Из диких животных встречаются кабаны, бурый медведь, волки, лисицы, сурки, выше к вершинам дикие козы
Населённые пункты расположены в нижней части ущелья, но оно, легкодоступно и активно посещается жителями ближайших кишлаков и Душанбе. Западнее Лучоба расположено ущелье р. Ханака, природные условия и экологическая обстановка мало отличаются от Лучоба. К западу от Ханаки расположено ущелье р. Каратаг, протянувшееся почти на 50 км от истоков на склонах Гиссарского хребта до кишлака Каратаг. Основные притоки: Тимур-Дара, Пайрон (по-таджикски «парьён»), Джальчин, Зомбар и Калаур-тепе. Из верховьев несколько перевалов ведут в котловину Искандеркуля, самый доступный из них - перевал Мура (3050 м). Средняя часть ущелья до высот 2600-2800 м покрыта лесом: клён, берёза, много ореховых деревьев, встречаются дикие яблони, алыча, дикий миндаль, вше арча. По берегам рек и озёр кусты шиповника, чёрная смородина, ежевика. В нижней части ущелья много одичавшего винограда. Склоны верхней части ущелья покрыты травами: прангос («юган»), ревень, эремурос, ячмень луковичный, дикий лук и чеснок, зверобой, иван-чай, чебрец. В ущелье Джальчина большие площади заросли диким горохом. Животный мир: кабаны, бурый медведь, волк, лисица, барсук, сурок, вблизи гребней держатся дикие козлы – тэке и архары. В Каратаге водится маринка и форель. Постоянного населения на верхних 30 км нет, кроме семьи егеря в Хакими, живущей там с мая по сентябрь. В период с конца мая по конец сентября на склонах верхней части ущелья пасётся до 20 отар овец, а в последние годы ещё и около 1000 лошадей колхоза им. Ленина Гиссарского района. Через ущелье проходит плановый туристский маршрут и в летнее время почти ежедневно следуют самодеятельные группы туристов. На протяжении 10 км в нижней части ущелья ведётся строительство зоны отдыха Регарского алюминиевого комбината. Ещё западнее расположено более изолированно и малопосещаемое ущелье р. Шеркент с хорошей кормовой базой, где имеются благоприятные условия обитания диких животных. На востоке Гиссарский хребет смыкается с Зеравшанским, образуя мощный Матчинский горный узел, на склонах которого расположены истоки р. Сорбо. Долина р. Сорбо расположена между южными отрогами Гиссарского хребта и Каратегинским хребтом. Рельеф здесь рассечённый, с широкими речными долинами, пологими склонами, реже крутыми и скалистыми. Растительность имеет ярко выраженную зональность - от степной до высот 1300-1800 м, лесной до 2800 м, выше которой начинаются альпийские луга, переходящие в безжизненные каменные осыпи, простирающиеся до границы вечных снегов.
Травяная растительность представлена такими видами, как прангос «юган», эремурус, иван-чай, ячмень луковичный, зверобой, подмаренник, мышиный горошек. В поймах рек и на прилежащих склонах растительность богатая и разнообразная, особенно в местах бывших кишлаков, где дикая флора обогатилась культурной: яблоня, груша, урюк, абрикос, черешня, персик, виноград. Нередко можно увидеть на деревьях обвитых виноградной лозой, странные гнёзда. Это похозяйничал медведь. Объедая кисти винограда, косолапый увалень заламывает лозу и подминает её под себя, сооружая, таким образом, подобие огромного гнезда. В поймах рек много мяты, тростника и осоки. В зоне альпийских лугов преобладают душица, костры, мятлик, астрагал, кузиния стрельчатая, ферула. Животный мир разнообразен и богат: кабан, сибирский козерог, архар, медведь, барсук, волк, лисица, выдра, дикобраз. В заповеднике «Рамит» производятся опыты по разведению винторогих козлов и оленя-хангула. Из птиц, как и везде на Гиссаре, много орлов, кеклики, улары, удод, зимородок, оляпка и эндемик «синяя птица» (редкая разновидность дрозда). На южных склонах нередки змеи, в том числе такие ядовитые, как гюрза и щитомордник, кое-где можно встретить и кобру. С наступлением темноты из нор и щелей вылезают на охоту скорпионы и фаланги. Выше Рамита в долине Сорбо постоянного населения нет.
№704.
Рассказ Л. А______ (Душанбе). Фанские горы
«Это произошло летом 1981 года. Я шёл через перевал Акбашер. Перевал сложный, высота 4200 метров. Ночь застала меня на подходе к перевалу. Перед выходом на седло тропа идёт по краю огромного цирка – почти отвесные стены обрываются на сотни метров вниз, может быть на километр. Кругом снежники и ледники. Непосредственно на перевале небольшая ложбинка, где можно укрыться от холодного ветра с ледника. Там я и решил заночевать, так как идти в темноте по незнакомой тропе не решился. Поужинав развернул спальный мешок, забрался в него и попытался уснуть. Вдруг со стороны цирка раздался леденящий душу крик. Воспроизвести его я не могу. Это был вопль, который, по-моему, можно сравнить с криком нападающих индейцев. Сходство усиливалось многократным отражением звука от стен цирка. Невольно зашевелились волосы на голове – в общем, ощущение было не из приятных. Но сделать я ничего не мог, бежать и спрятаться, мне было некуда, так как с одной стороны была опасная тропа над цирком, откуда раздался крик, а по другую сторону перевала неизвестно что, так как там я никогда не был. Применил старый испытанный способ – закутался в спальнике с головой и стал ждать, что будет дальше. Крик повторился ещё несколько раз. Потом всё стихло. Как я уже говорил, надо мной возвышался небольшой валик, укрывавший меня от ветра. Он возвышался на несколько метров. Заснуть не удавалось, и я лежал, прислушиваясь к окружающим звукам. Тишину нарушали только шум ветра, да изредка где-то падал камень. Вдруг наверху послышались шаги, посыпались камешки. Там явно кто-то находился. Тут мои нервы не выдержали, и я разразился громкой тирадой в адрес незваного гостя (кто бы он ни был, но фактически незваным гостем в этом месте был я, а не он). Я кричал что-то в духе боцманов прошлого века. Некоторое время после этого шагов наверху не было слышно, потом снова послышались шаги, но они удалялись. Всё стало тихо, и через какое-то время я заснул. Когда рассвело, я поднялся на седло, но на мёрзлом грунте никаких следов не увидел (своих тоже). Так и осталось невыясненным, чьи крики я слышал и кто навещал меня ночью».
Записал со слов А_____ В. Макаров
№705.
Из отчёта группы Н. М______ (г. Ленинград).
«Мы оставались в лагере, чуть выше оз. Караколь втроём: две девушки и молодой парень. Ночью я неожиданно проснулась и услышала приближающиеся тяжёлые, но мягкие шаги. Чувствую, что вторая девушка тоже не спит, затаив дыхание слушает. Неожиданно наш парень истошно завопил во сне. Когда его успокоили (прошло секунд 10-15), то больше ничего слышно не было. Грунт вокруг палатки был твёрдый и утром никаких следов мы не обнаружили».
Примечание: Группа М_____ была в долине Караколя (выше оз. Искандеркуль) в июле 1982 года, а в сентябре примерно в том же месте группа Н______ (г. Челябинск) сфотографировала на илистой отмели следы размерами 30,5 х 12,3 см и 15,6 х 5,5. см, а в сентябре 1983 года группа К_______, в том же месте, сфотографировала следы размерами 27 х 11,6 см (пальцы видны плохо, но они явно не выпрямлены) и 21,5 х 7,5 см. Конечно, утверждать, что это следы одной и той же пары (взрослая особь с подростком, который за год подрос), нельзя, так как следы не особенно чёткие
№706.
Рассказ К______ О.В. Фанские горы
«Во время работы в горах я видел то, что принято называть «снежным человеком». Видел я его довольно далеко, на расстоянии 900 м (я топограф и это было во время работы). Но в горах, как вы знаете, видимость идеальная. Видел не один, со мной был рабочий. Особь, которую мы наблюдали, была вертикально-стоящая, очень высокая, длиннорукая, чёрного цвета (цвет с большого расстояния определить, конечно невозможно, но что-то ближе к чёрному). Эта особь бежала вниз по осыпи. Днём раньше я проходил по тому месту, где она бежала, и знаю, что человеку там бежать невозможно. Идти и то приходилось с большой осторожностью, чтобы не свернуть себе шею. Бежала эта особь потому, что была спугнута другой геологической парой, которая «тянула» геологический профиль параллельно моему. Места эти очень глухие, несмотря на то, что неподалёку проходит дорога и находится туристическая база «Искандер-Куль» и само озеро, вдоль берега которого, проходит тропа. В этом районе много медведей. Видимо обилие корма и безлюдье, делают район привлекательным для зверей. Там очень много дикой вишни, есть мумиё».
пос. Табошар
№707.
Рассказ К______ В.А. Фанские горы
«В 1976 году наша группа выехала на Памиро-Алай, в Фанские горы. Маршрут был II категории сложности, по ходу маршрута никаких осложнений не возникало, однако на одном из участков произошло следующее: Мы прошли пер. Джиджик и перевалив отрог спустились в верховье правого притока р. Джиджик, под пер Нижний Зинах. Эта верхняя часть ущелья перекрыта скальным каньоном и как бы «висит», не имея к себе прямого доступа. Мы остановились на травяном склоне, покрытом обломочным материалом. Нас поразило огромное количество каких-то «дыр» в почве, причём довольно больших размеров (до 30 см в поперечнике). Мы встречали в этом районе сурков, но для них эти норы были явно велики, и это нагнетало недобрые предчувствия. Мы позабивали часть нор камнями и легли спать. Стемнело быстро, звёзд и луны не было. Часа через два до слуха донеслось какое-то шуршание о мёрзлую землю, которое приближалось. Потом кто-то задел растяжку палатки. Я подумал, что это могут быть товарищи из соседней палатки, и окликнул их, но никто не ответил. Послышался звон задетой посуды. Теперь уже нас окликнули из соседней палатки. Значит, кто-то хозяйничал в нашем лагере. Я подумал, что, наверное, это хозяева тех нор, которые находились на склоне. Поэтому включил фонарик и начал расстёгивать полы палатки.
Скорее всего, испугавшись света, «ночной гость» стал удаляться. Расстегнув палатку, я высунул голову и посветил в сторону удалявшихся шагов. Свет фонаря высветил довольно широкую волосатую спину. Несмотря на бьющий свет, движение животного не ускорилось и не замедлилось, оно продолжало удаляться, пока не скрылось в темноте. Товарищи, которым я рассказал об увиденном, всерьёз меня не приняли, убеждая, что это был бред, галлюцинация. Мне, в общем-то, было страшновато, и я согласился тогда тс такой версией. Утром мы увидели, что посуда разбросана, но следов на мёрзлом грунте не обнаружили. Постепенно это событие забылось. Но в 1980 году я руководил походом III категории сложности в том же районе. Пройдя пер. Верхний Зинах, расположенный рядом с ущельем, где произошли описанные выше события, мы разговорились с местными жителями, находившимися на расположенной поблизости летовке. От них мы услышали, что они именно в этом ущелье не раз видели большого медведя, передвигающегося как человек, на задних лапах».
г. Кишинёв
Далее в И,М. №10 продолжаются показания свидетелей с Памиро Алтая. Гиссарского Хребта и Фанских гор которые мы с вами прочтем в следующих публикациях.