Понятие необычности в зависимости от контекста и условий необычно само по себе. Не спешите перечитывать первое предложение и искать в нем глубинный смысл (может, его даже нет :) ). Давайте лучше сразу перейдем к примеру.
Если ввести запрос "самые необычные языки мира", поисковая система тут же выдаст Вам список свистящих, шипящих, щелкающих и других языков, которые можно включать чуть ли не в программу циркового представления.
Когда список самых необычных языков мира попытались составить лингвисты, основываясь на частотности грамматических, фонетических и других явлений, в одном ряду с загадочными кутенаи, паумари, харар-оромо и питджантджантжара оказались немецкий и испанский - языки, которые осваивает любой русскоговорящий школьник.
Мне же хотелось бы предложить еще один критерий для оценки необычности - картину мира говорящих на языке людей. Теория лингвистической относительности не новая (без малого ей уже почти сотня лет), но исследователи до сих пор выстраивают на ее основе гипотезы, делают допущения и ищут то, что связало бы сознание всех людей мира. А там и до искусственного интеллекта останется рукой подать. Но то мечты далекие, а что же видим мы сейчас?
В лингвистике есть еще одна очень интересная теория - теория универсалий. Суть ее заключается в поиске и описании явлений, которые свойственны всем или большинству языков, а значит, и сознанию большинства людей. Тем более интересно находить языки, которые ломают всю систему, так тщательно выстраиваемую щепетильными учеными. Собственно, поэтому и существует допущение "свойственное всем или большинству", хотя от "большинства" до "всех" порой как до "универсума", не меньше. И вот пару тому примеров.
Мужчины и женщины иногда буквально говорят на разных языках
Вопрос гендерных различий в речи мужчин и женщин существует в нескольких языках: австралийском английском, некоторых вариантах испанского. Но наиболее четко он проявился в языках нигерийской общины Убанг.
Местные жители верят, что именно в их племени появились первый мужчина и первая женщина, и бог считал их равными, а потому дал каждому свой язык. До "взрослого" 10-летнего возраста дети проводят больше времени с женщинами, а потому говорят преимущественно на языке матерей. Но когда сам (!) ребенок готов соотнести себя со статусом мужчины или женщины, он выбирает свой вариант языка. Строгого времени или ритуала для этого нет. Для остальных членов общины это знак осознанного взросления еще одного человека. Общаться же не на "своем" языке значит подвергаться насмешкам и унижению со стороны соплеменников.
Для тех, кто не любит математику: и без нее можно прожить
Язык пираха(н) стал широко известен миру в 2005 году, когда супруги-лингвисты Эверетт представили свои исследования языка одного из амазонских племен. Сегодня в Амазонии по примерным подсчетам проживает еще около 60 групп оккультных племен, с которыми невозможно и порой опасно выходить на связь. Но индейцы пираха доброжелательно встретили интерес ученых.
Одним из явлений, которые заинтересовали супругов Эверетт, стало отсутствие в лексике этих индейцев числительных. У пираха есть три выражения: "мало (~один)", "несколько (2-3)" и "bá à gì sò (больше, много)". Каждый индеец племени четко понимает, где "несколько", а где "много", торгует посредством обмена с другими племенами и не испытывает никакого недостатка в дополнительных понятиях или словах. За восемь месяцев обучения у профессоров лингвистики индейцы пираха не смогли научиться не только писать цифры, но даже показывать их на пальцах. Для счастья им это не нужно.
Все видят радугу, но описывают ее по-своему
Еще одной провальной лингвистической теорией стала идея Б.Берлина и П.Кея об "основных цветовых терминах". Ученые выделили 11 цветов и расположили их в порядке предполагаемого появления в языках:
(черный, белый) -> (красный) -> (зеленый, желтый) -> (синий) -> (коричневый) -> (серый, оранжевый, розовый, фиолетовый)
Брент Берлин, как антрополог, просто не мог обойти идею эволюции, что, вероятно, и привело к несостоятельности всей теории. Суть ее заключалась в том, что в каждом языке будто бы есть минимум два цвета (черный и белый), а дальше развитие идет по приведенной выше схеме. Т.е., чтобы в языке появилось слово для обозначения розового цвета, вначале там должны появиться слова (и понятия) коричневый и зеленый.
А как же все на самом деле?
В уже упомянутом выше языке пираха действительно есть лишь два цвета - светлый и темный. Все остальные качества передаются через сравнение. Например, красный - это цвет крови. Очевидно, просто и понятно без создания лишних слов. Для передачи информации индейцам этого более чем достаточно, и никакого дальнейшего эволюционного развития цветовой гаммы в языке не происходит.
Но именно изучение еще одного примитивного языка - йели дние - полностью опровергло цветовую теорию. Как оказалось, в этом папуасском языке с островов Расселла вообще нет понятия цвета и соответственно слова "цвет". Когда у его носителей возникает необходимость описать цветовые характеристики, они, подобно пираха (да и нашему "фисташковому" и "кремовому"), используют сравнения. В их языке есть слова, которые буквально можно перевести как "попугайчиковый" (желтый или белый, в зависимости от вида попугая) или "ночной" (обычный черный).
Если же кто-то захочет возразить, что "то индейцы", обратим внимание на современный китайский путунхуа. В этом языке один и тот же иероглиф означает "зеленый" и "голубой" - два цвета, которые по теории Берлина-Кея должны возникать на разных стадиях развития речи. И небольшая ремарка для тех, кто удивится, как можно "путать" голубой и зеленый: в совсем уж близкой нам белорусской литературе 18-19 веков очень популярным было описание "синевы деревьев", а не бирюзы или оттенков изумруда. Еще одна загадка схожести мышления географически далеких друг от друга народов.
------------------------------------------------------------------------------------------
Помимо приведенных выше примеров, поводов для загадок и теорий о сознании людей бессчетное количество. Лично у меня особый интерес бессменно вызывают восприятие времени и пространства, а также способы, которыми человек может передать вероятность и достоверность происходящего.
В мире есть люди, которые буквально не понимают, что значит "завтра" или "право/лево". Другие же при помощи двух суффиксов расскажут, как они относятся к тому, что вчера за ужином сосед съел яблоко. И группы этих людей совсем не обязательно разделяют тысячи лет цивилизации.
Ученые ищут нечто общее, что помогло бы им разом понять всех людей мира. Для воссоздания ли, для контроля или Нобелевской премии - каждый мечтает о своем. Но знаете, кто утверждает, что понимает других людей лучше всех? Те самые нигерийцы из общины Убанг. И пусть это всего лишь бездоказательное утверждение и очевидный коммерческий ход для привлечения туристов, мне нравится думать, что на земле есть уголок, где победу одержало равноправие. А уж обычно это или нет, каждый решит лично для себя.
****************************************************************************
Благодарю за внимание! Ссылка на канал. До новых тем и размышлений!