"Что касается меня, то я был хорошо оснащен".
С. Ермолинский, друг Булгакова М.А., сценарист многих фильмов, в том числе "Неуловимых мстителей"
У Михаила Афанасьевича Булгакова был перстень с синим сапфиром. С большим камнем, размером с горошину.
Его третья жена Елена Сергеевна, как говорили "немного ведьма", считала, что перстень этот, с "королевским камнем", приносит удачу. И бережно и долго хранила его после смерти мужа.
И вот, через 10 лет после кончины писателя, в 1949 году великолепная Елена Сергеевна, вдруг, дарит этот перстень другу дома Сергею Александровичу Ермолинскому. Тут есть некая странность, вернемся к ней ниже.
Так вот. Ермолинский, взволнованный, только что из казахстанской ссылки, куда был сослан вроде как за дружбу с Булгаковым, собирается на читку пьесы о Грибоедове во МХАТе. От того, примут ли пьесу - зависит его будущее.
"И тут Елена Сергеевна достает перстень, который сберегла в голодные и безденежные годы. - Надень его, - сказала она. - Он поможет. Если будет плохо, поверни камнем вверх. Сапфир начинает испускать праны добра на слушателей…", - пишет Ахметов С.
Ермолинский благоговейно надевает перстень Булгакова на палец и идет читать пьесу...
Прежде чем рассказать, приняли ли пьесу и чем дело с кольцом окончилось, расскажем о странности.
Ермолинский, будущий сценарист фильма «Неуловимые мстители», был личностью неоднозначной. Помните Алоизия Могарыча, который покорил Мастера "страстью к литературе"? Прототип его - Сергей Ермолинский.
"Он не успокоился до тех пор, пока не упросил меня прочесть ему мой роман весь от корки до корки ... он совершенно точно объяснил мне, и я догадывался, что это безошибочно, почему мой роман не мог быть напечатан. Он прямо говорил: глава такая-то идти не может...». Повосторгавшись, Алоизий Могарыч написал донос на Мастера и занял, не погнушавшись, его подвальчик.
"Жене моей он (Алоизий) не понравился до чрезвычайности. Она сказала: - Делай, как хочешь, но говорю тебе, что этот человек производит на меня впечатление отталкивающее."
И верно, женат во время знакомства с Ермолинским в 1929 году Булгаков был на второй своей супруге - Любови Евгеньевне Белозерской, которая Ермолинского откровенно не любила "за беспринципность".
Любовь Евгеньевна обвиняла протопит "Алоизия" в "подтасовках" и в том, Ермолинский «по своей двуличной манере» «забывает то, что ему невыгодно помнить». В воспоминаниях Любовь Евгеньевна утверждает, что от этого "перевертыша" Михаил Булгаков только уставал, а вовсе не дружил с ним.
Хотя тут вопрос спорный. Ермолинский самоотверженно провел у постели умирающего Булгакова последние недели жизни писателя. Михаил Афанасьевич в дневнике за 5 дней до смерти написал о Ермолинском : «Предал он меня или не предал? Нет, не предал? Нет, не предал!».
Воспоминания и мемуары Ермолинского о Булгакове полны теплом. Местами горечью и любовью. Но весьма человечны. Да, возможно, в них, как говорит вторая жена Булгакова "Первое место занимает сам Ермолинский, второе - так и быть - отведено умирающему Булгакову". Но все мы люди.
Как говорил о себе сам Ермолинский, рассказывая о тех тяжелых временах и о том, как это было - выживать в них: "Что касается меня, я был хорошо оснащен". Хотя после смерти Булгакова и последующего ареста многих людей, в том числе Ермолинского, даже такой "хорошо оснащенный" человек, пытался покончить с собой в Лефортове.
Но, в общем, было в характере Сергея Ермолинского, что-то, вызывающее такое вот двойственное отношение. Третья жена Булгакова, Елена Сергеевна, не так ненавидела Ермолинского, как Любовь Евгеньевна. Но относилась весьма прохладно. Как к неизбежности. Как к силе тяготения. Ну вот бывают такие люди "и вашим, и нашим", есть польза и от них.
"Сергей Ермолинский, благодаря тому, что вертится в киношном мире, много слышит и знает из всяких разговоров, слухов, сплетен, новостей. Он - как посредник между М. А. и внешним миром», - пишет в дневнике магическая Елена Сергеевна.
И вот - необъяснимая, казалось бы, странность - такому "Алоизию Могарычу" дарит "Маргарита-ведьма" магическое кольцо, приносящее удачу и испускающее "прану"?
Не странно ли? Зачем? Семейный талисман все-таки. Возможно, был тут весьма сложный умысел.
Друзья, длинно получается, закончу статью на этой неделе, обещаю не растягивать. Подписывайтесь на канал, мы стараемся!
Читайте: Тайны Булгакова. "Вам хорошо, вы все будете жить, а я скоро умру".
ЖМИТЕ и ЧИТАЙТЕ:
1) СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ БЛОКА
2) и потрясающее: Как встречала смерть прекрасная соперница МЕДИЧИ или "Молитесь за Диану де Пуатье"