И до 2020 года человечество жило не спокойно, но этот год заставил всех нас не только встряхнуться и переосмыслить многие аспекты жизни, но и спло-титься перед невидимым врагом. Весь мир оказался на самоизоляции. Люди видели подобные истории только в фантастических книгах или фильмах, и не могли подумать, что на какое-то время это станет нашей реальностью. Кризис COVID-19 поставил под сомнение наш привычный образ жизни. Мы знаем, что эта пандемия не является разовым событием, так как вирусные вспышки проис-ходили в прошлом и будут повторяться в будущем по всей планете. Если на этот раз мы хотим быть готовыми, нам нужно изменить наш образ жизни и дей-ствовать сообща. Помимо самого вируса, унесшего более миллиона человек, «запрет» на нормальную привычную жизнь в разной степени повлиял на пси-хологическое и физическое состояние людей. И под воздействием данных об-стоятельств у людей невольно формируется запрос на новый тип жилья, который мог бы максимально обезопасить человека и обладать функциями, которые ранее можно было получить лишь за пределами жилья. Вирус невидим, но социальная задача архитектора - максимально поспособствовать комфорту, сохранению жизней, психологического и физического здоровья людей архитектурными средствами.
Я предлагаю рассмотреть, как меняется образ жизни человека и его вос-приятие действительности, и как эти изменения отражаются на его потребности в планировочной организации жилого пространства и его функциональном наполнении.
Хотелось бы заострить внимание на самом близком пространстве к чело-веку - жилой ячейке. Безусловно, в период самоизоляции потребности в плани-ровке и функциональном наполнении жилья претерпевает изменения и расши-рение.
Сейчас в эпоху капитализма человек зациклен на себе и своих проблемах, некоторые забывают или уделяют не так много внимания своим пожилым ро-дителям, бабушкам и дедушкам. Возможно, люди станут более ответственно относиться к своим близким людям и больше их ценить, и это повлечет за собой рост запроса на жилье с большим количеством комнат, чтобы в одной квартире могли жить сразу несколько поколений, и при этом не стеснять друг друга. К примеру, в странах Азии данная типология жилья очень развита, так как там с особым уважением и участием относятся к старшему поколению.
Также на планировочные особенности повлияет вопрос повышенного внимания к личной гигиене. Сейчас наиболее часто стали проектировать квар-тиры с ванной комнатой при входе, и все чаще проектируют большее количество ванных комнат на одну квартиру. Я считаю, что нельзя исключать возможность добавления правил расположения ванных комнат и их обязательное количество в нормативные документы проектировании. Ллойд Алтер, бывший архитектор и историк дизайна, который в настоящее время преподает устойчивое проектирование в школе дизайна Райерсона предсказал, что предотвращение болезней станет приоритетным направлением в дизайне ванной комнаты несколько лет назад, когда он наблюдал травмирующие последствия вспышки атипичной пневмонии в 2003 году в Торонто. Он высказался относительно воз-можности возрождения такого типа помещения, как вестибюль – «переходной зоны снаружи внутрь, где вы снимаете грязные вещи и моете руки перед тем, как войти в дом».
Еще одной неотъемлемой частью жилого пространства может стать нали-чие личного офиса, и это перестанет быть отсекающим признаком в классифи-кации квартир по уровню комфорта. Так как популярность работы в формате outsourcing давно набирает популярность, а сейчас это скорее обыденность, нежели исключение.
Важно заметить, что на протяжении всей истории человечества основным назначением дома было обеспечение безопасности. Во все времена люди по-средством дома защищались от разного рода воздействий, сейчас людям нужен дом, который может обеспечить максимальную социальную изоляцию. И как замечает украинский архитектор Сергей Махно, «дом теперь больше, чем побег от рутины и городского хаоса — он предлагает убежище от вирусов и инфекций. Урбанизация делает шаг назад, когда мы переезжаем в небольшие деревни и пригороды» [1,2,3].
В ходе исследования изменения образа жизни людей в период пандемии и влияния самоизоляции на потребности в функциональном наполнении жилого пространства был проведен опрос, результаты которого представлены ниже.
По результатам опроса были выделены наиболее частные потребности, возникшие у респондентов в период самоизоляции: потребность в рабочем месте, потребность в отдельной комнате для работы (так как респондент проживает в семье), потребность в повышенном качестве шумоизоляции, потребность в занятии спортом, а также потребность в наличии благоустроенного двора и близости дома к рекреациям.