ГРУЗИЯ. МИХАИЛ ХЕРГИАНИ - ВЕЛИКИЙ АЛЬПИНИСТ МИРА
Почему люди любят горы, восхищаются их величием, слагают песни и легенды? Испокон веков они формируют характер людей, для которых горы это их место жизни, их дом, их родина. Горы это их крепость, их защита от недругов. Это особенно понятно тем, кто хоть раз стоял на вершине горы, и видел как под ним, распластав могучие крылья, парят властители гор – орлы. Клубятся, кучерявятся облака, и куда ни глянь – везде простор, синь неба и блестящие щиты ледников и снежников. Красота!
Сколько слов обращено к горам. Порою, обидными сказанными теми, кто не бывал в горах. Кому не суждено было испытать свой характер силой и духом гор, а горы не прощают трусости и, тем боле, предательства. Это они придумали себе оправдание: «умный, в горы не пойдет, умный горы обойдет». Бог с ними, кому горы, а кому прозябать у их подножья. Как сказал Максим Горький – рожденный ползать летать не может.
Не ради красного словца, но я мастер спорта СССР по горному туризму, побывал почти на всех горах республик бывшего Советского Союза. Это мое счастье и копилка приобретенных знаний, которым я обязан их величеству ГОРАМ! Но есть люди, которые жили и до сих пор живут в объятьях седоголовых гор, покрытых вечными ледниками, питающих их селения чистейшей водой и издревле давшим им приют и охрану от неприятелей. И таким место в Грузии является горное поселение в Сванетии Местиа.
В нем испокон веков живут сваны – удивительный народ, сохранивший до сих пор свои обычаи, язык и удивительные неприступные каменные дома-крепости. Здесь вырос и был воспитан чудо альпинист мирового уровня. Его знают и чтят во многих странах имеющих вершины гор, покорение которых из - за их сложности суждено одолеть не многим альпинистам и скалолазам. Но все они были покорены нашим в, то время советским альпинистом из Грузии Михаилом Хергиани, уроженцем Местиа в Сванетии. О нем и пойдет мой рассказ.
Дорога из Тбилиси в этот высокогорный поселок занимает около 8 часов. В некоторых местах она проходит по тоннелям, прорубленным в толщах отрогов гор. Встречаются места бывших оползней, узкими ложбинами упирающиеся в полотно дороги. Как правило, эти опасные места отгорожены от них высокими каменными стенками. Но это до поры, до времени. Во время снеготаяния вся дорога, и особенно ее лавиноопасные места, контролируются дорожными службами. Проблем с ночлегом и питанием в Местии нет. Заказ ночлега в гостинице через интернет реален.
Удивительна Сванетия. Его дома-башни – крепости удивительные жилища сванов – коренных жителей этих мест. Они, как уникальное рукотворное творение внесены ЮНЕСКО в число памятников мировой культуры. Точек для фотосъемки этих творений предостаточно.
К дому, в котором когда-то жил Михаил Хергиани ведет узкая дорога, траверсом очерчивая крутой горный склон. Встречаем пожилых сванов, сидящих на скамье у своих домов. Здороваемся по-грузински. Спрашиваем, где находится дом Хергиани? – Откуда вы к нам приехали? Вопросом на вопрос интересуются они. – С Урала, чтобы каким-то образом дать им место нашего жительства, ответили мы. Они внимательно поглядели на нас, уважительно наклонили в приветствие головы и указали рукой на дом, стоящий почти напротив них. Мы поблагодарили их и направились к этому дому. Зашли во двор.
К нам на встречу вышел коренастый небольшого роста мужчина. Поздоровались и он, пригласил нас в дом, ставший музеем не только, как память о великом альпинисте принесшим мировую славу своей малой родине - Сванетии, но и всему бывшему Советскому Союзу. О его неповторимых маршрутах в различных странах мира, где до сих пор помнят его и те, кто серьезно занимается туризмом, не говоря уж об альпинистах.
Я достаточно много повидал разных жилищ, в которых жили или до сих пор живут коренные жители. В тундре в ярангах и чумах из оленьих шкур, кочевники-оленеводы Якутии в летнее время строят незамысловатые жилища, используя жерди тонких лиственниц, огораживая свое стойбище с оленями изгородью из жердей. Чабаны кыргизы и казахи, перевозят с собой на лошадях или верблюдах юрты из толстого войлока. Но то, что мы увидели и с чем познакомились здесь, в Мести, просто поразило и осталось с нами навсегда.
Конечно, сейчас в таком доме, в который пригласил нас экскурсовод, уже не живут. Поэтому все то, что мы увидели и с чем познакомил нас он, а им оказался ни кто иной, как родной племянник великого альпиниста с тем же именем и фамилией – Михаил Хергиани, накрепко врезалось в нашу память. Он стоял рядом с нами рассказывал об этом старинном доме, в котором жил его родной дядя, и показывал его обустройство.
— Сванские дома были многоэтажными. На первом этаже сваны жили зимой. Место это называется мачуби. В нем могло размещаться от 15 до 20−25 человек. Жили они вместе со скотом, который помещался под их палатями и являлся для них как бы теплой печкой. Видите вырезанные арки? Это для голов овец. Запах от животных был тяжелый, но к этому люди привыкали. В Средние Века житье со скотом было принято по всему миру, особенно, в странах с холодным климатом.
Мне невольно вспомнилось следующее. Зимой 1960 года я путешествовал по Карелии и был свидетелем тому, как построены там деревенские дома. Во-первых, они были одноэтажными, но очень высокими и длинными. Срубленные из цельных сосновых бревен длиною в 15-18 метров в, так называемую, разнокамелицу. То есть бревна клали поочередно друг, на друга меняя направления тонких вершин и толстых комлей бревен. Чтобы войти в такой дом со двора надо было подняться по высокой лестнице с перилами. Дверь в сени открывалась вовнутрь, а не наружу, чтобы ее можно было открыть в случае снежного заноса. В доме в целях сохранения в нем тепла окна были небольшие, а русская печь имела очень большие палати, на которых вполне могли помещаться 5-6 человек. Во-вторых, дом представлял одну большую комнату, из которой вела дверь в сени. Сени были очень большие. В зимнее время там было предусмотрено место для туалета, и находился огромный сеновал, из которого вниз, как бы на первый этаж с животными, можно было легко сбрасывать скотине сено. Все предельно продумано и удобно. Ту же народную смекалку сванов о сохранности своих животных зимой, обеспечение их сеном можно видеть и здесь в мачуби, но особенно в постройке и назначении их оригинальных зданий - башен - крепостей.
На втором этаже мачуби устраивался сеновал и, даже были комнаты для молодоженов, а иногда там размещались гости. Здесь было меньше запаха от скотины. Чтобы продолжить свой рассказ, я воспользуюсь публикациями журналиста Юлии Пушковой и известного альпиниста Анатолия Кузнецова, близко знавшего Михаила Хергиани и описывающих этот дом, используя данные знакомого и нам экскурсовода – Михаила Хергиани.
«Скот выходил на улицу через другие двери и в общую комнату не попадал. В центре дома очаг. Топили по черному. У сванских домов между этажами были вентиляционные паукообразные щели, через которые выходил дым, который слегка нейтрализовал запах скота. Над очагом плоские камни — шкили, как защита от искр и пожара и для сохранения тепла. На них также сушили одежду и коптили еду, там же размещались вешалки для одежды. Рядом стояли большие кувшины из глины, к торых хранились вода и различные продукты.
Медные котлы для приготовления пищи вешались над огнем на очажной цепи. Кованая и всегда очень древняя цепь—предмет священный, символ очага, символ семьи, дома, рода. На ней клялись, на ней проклинали. Унести ее из чужого дома считалось страшным оскорблением, смываемым только кровью. Резной стул, где сидел глава семьи. Кроме него никто на этот стул не садился.
Сзади на скамье сидели мужчины, а женщины и дети ближе к теплу к очагу на маленьких стульях. Кормились молочными продуктами, и всегда был свой хлеб. В Сванетии выращивали несколько сортов зерна. Зимнюю кожаную обувь набивали целебной травой и носили на босу ногу. У летней обуви подошва состояла из кожаных косичек, чтобы она не скользила на камнях и скалах.
Летнее помещение—дарбаз—располагалось над мачубом. Зимой тут устраивали сеновал. Дарбаз соединяется с мачубом небольшим закрывающимся отверстием, в него прямо на пол мачуба сбрасывают сено скотине. С пола сено подбирают и отправляют в резные окна. На лето из мачуба часть мебели переносили в дарбаз и жили там. Мачуб летом пустовал.
Под домом находилось подземелье, где, как и в башнях, отсиживались во время осады, а также — как пишет Кузнецов — держали здесь пленных или украденных. Воровать людей из соседних селений или обществ было делом довольно обычным для сванов. Существовала даже определенная такса для выкупа украденных людей, она обычно исчислялась не быками, не землей, а оружием. Например, молодая и красивая девушка была «эквивалентна» позолоченному ружью».
Мы все с большим вниманием слушали рассказ Михаила. Жена с сыном стояли рядом и знакомились с витринами, рассказывающими о спортивной жизни и достижениях Михаила Хергиани. Мы же с Михаилом стоим у витрины со снаряжением, которым пользовался сам Хергиани.
Снаряжение было обычным, для того времени стандартным. Я и сам пользовался точно таким же. Перед тем, как в спортивный лексикон и спортивную классификацию вошел альпинизм, и он стал отдельным видом спорта, всех туристов путешествующим в горах, называли туристами- горниками. Поэтому у них с альпинистами много общего т.к. без серьезной альпинистской подготовки в горах делать нечего. Я отношусь к ним.
Мы так же берем вершины и ледяные перевалы, подвергаемся сходу опасных лавин, камнепадов и «горняшке» - горной болезни на высотах. Так же ходим в связке, страхуя друг друга от непредвиденных природных ловушек. Пожалуй, среди отличий нас от альпинистов является то, что мы очень редко штурмуем отвесные скальные и ледовые стенки, заранее заявленные на маршруте, редко поднимаемся на вершины гор высотой под 6 и более тысяч метров. Но иногда мы вынуждены, как и альпинисты, ночевать в подвешенном состоянии, уповая на крепость вбитых в скальную твердь крючьев и закрепленных к ним качающейся над пропастью вынужденной «альпинистской колыбели». Мы тоже ходим, проваливаемся, страхуем друзей и вытаскиваем их из ледниковых трещин или снежных лавин, участвуем в спасении товарищей терпящих бедствие. Так что сейчас, разглядывая горные ботинки Хергиани с триконями по всей площади подошв, невольно вспоминаю их вес, каждый из них был более 3 кг.
Сейчас кроме лесенок, скальных крючьев и карабинов представлена и та веревка, что была перебита камнем во время его последнего штурма. Мы стоим перед витринами, смотрим на прошитые вручную страховочные системы, шитые-перешитые варежки, лыжи с ушедшими в небытие троссиковыми креплениями для лыж, калоши для скалолазания, старые ношенные олимпийки и штормовки. Удивляемся и поражаемся силе и таланту их хозяина – Михаила Хергиани. Но они ходили, любовались горами, брали неприступные их вершины, подставляли друг другу надежное плечо и руку помощи. Мне, испытавшему многие неприятности сложных горных маршрутов, близко чувство самоотверженности, которое проявлял Михаил Хергини, откликаясь на выручку попавших в беду людей. Но, увы…
Не понять тем людям, кто хоть раз не испытал на себе опасность камнепада или схода снежной лавины. Я это видел и несколько раз испытал реальное чувство страха в горах Памира и Тянь - Шаня. Не верьте тому человеку, который говорит, что ничего не боится. Это ложь. Боязнь и страх это два разных понятия человека. Страх сковывает его волю, а боязнь чего – то, заставляет человека мобилизоваться и постараться заранее предупредить о возможных опасностях или их последствий.
Михаил Хергиани в своей башне для тренировок устроил серьезный скалодром, который помогал ему держать спортивную форму.
Чем же прославился среди альпинистов всего мира уроженец этого горного селения Грузии Местиа Михаи́л Виссарио́нович Хергиа́ни. Он родился здесь 20 марта 1932 в семье одного из первых альпинистов Сванетии Виссариона Хергиани, первым покорившим в 1937 году неприступную гору Ушба.
На территории бывшего СССР на Памире и Тянь-Шане находятся пять вершин высотой более 7000 м. Покорителей всех этих вершин называли «Снежными барсами». Михаил Хергиани был не только им, но и являлся единственным в стране «Тигром скал», что в мире альпинизма является показателем высочайшего класса скалолазания. Некоторые из его рекордов прохождения скальных маршрутов до сих пор остаются ни кем непревзойденными.
Михаил Хергиани семикратный чемпион СССР по скалолазанию. Кроме побед в горах, на его счету множество спасенных жизней. В 1969 году в Доломитовых Альпах Италии проходил сбор сильнейших альпинистов и скалолазов мира. Принял участие в них и Хергиани со своим постоянным напарника Вячеславом Онищенко. Они уже совершили там два рекордных восхождения высшей категории сложности, последней скалой для рекорда была выбрана ими 700-метровая стена Суальто. Михаил шел первым, оставалось пройти всего 200 м, когда произошел камнепад. Вячеслав Онищенко страховал своего друга через карабин, накрепко вбитый в скалу и вдруг, натянутая струной веревка ослабла и порвалась. И он услышал крик Хергиани – «камень»! В руках Вячеслава осталась перебитая камнем веревка, а мимо него, вниз головой пролетел Михаил Хергиани. До подножья скалы было 600 метров. Онищенко остался на скале один.
Надо знать, что для надежной страховки человека штурмующего скалы или крутые склоны гор есть золотое правило трех точек опоры: две руки - нога или две ноги - рука. Он просто чудом продержался на отвесной скале 24 часа, прежде чем его спасли. В спасательной операции участвовали альпинисты и вертолет. Вначале вертолет доставил на вершину скалы альпинистов, которые спустились к нему, а затем подняли его наверх и вертолетом доставили вниз. Михаила Хергиани доставили на родину – в Верхнюю Сванетию, в Местию и похоронили у церкви Святого Георгия.
Мы долго общались с нашим экскурсоводом Михаилом Хергиани, хранителем памяти своего знаменитого родного дяди. Он тоже, так же как и его дядя, сызмальства ходит в горы и знает, как говорят на Руси, почем фунт лиха. На прощанье в благодарность за познавательную экскурсию и в память о Михаиле Хергиани я от нашей семьи, и огромной семьи туристов и альпинистов России сделал благодарственную запись в журнале музея. Выйдя во двор, мы обнялись и сфотографировались на память с продолжателем традиций гостеприимства сванов, покорителей заоблачных вершин Кавказа.
СВАНСКИЕ БАШНИ.
Удивительна архитектура Мести с ее удивительными домами-башнями-крепостями. Предназначение сванских башен, являющихся основной отличительной особенностью Сванетии многогранно. Прежде всего, они строились для самообороны. Сванетия единственный уголок в Грузии, где население почти не перемешано с населением «больших городов». Сюда трудно было добраться и, тем более, доставить вражескую армию. Это сейчас сюда через горные перевалы проложены дороги, а в ту пору сюда вели только пешеходные тропы, но зимой и они были недоступны.
Свои башни жители строили и располагали таким образом, что с них было видно, кто подходит к ним снизу, и сразу маяками передавали это всему селению. Если внизу совершались внезапные нападения, то оттуда в эти дома-башни приносили ценные вещи и иконы, где они и хранились. Из древнего сванского мачуби можно было сразу перейти в башню. Башня эта закрывалась изнутри таким образом, что взять ее силой было просто невозможно. В них же прятались жители и от кровной мести, е сли они не ладили друг с другом. Тогда мужчины забирали в башню женщин и детей, а также прокопченные мясные туши, боеприпасы и наполненные водой деревянные баклаги.
Вместо окон в башнях были узкие бойницы, а сами они, чтобы их нельзя было поджечь, строили из камня. Место для башни выбирали там, где были источники воды. Дом с башней обычно соединялись подземными или тайными ходами. В них можно было продержаться очень долго, да и от снежных лавин и селей они тоже спасали. Если на Грузию совершались внезапные нападения, то в них приносили ценные вещи и иконы.
Эти сванские башни напоминают мне угловые башни в старинной крепости города Пскова. Их значение схожи. В них также скрывались жители крепости Пскова. Они, как и сванские башни имели несколько этажей, вход в них осуществлялся по лестницам, которые можно было поднять наверх. В этих башнях, как и башнях сванов, окнами служили бойницы. Вот закончилось наше путешествие по гостеприимной Грузии. Если мой рассказ понравился - кликните. До встречи.