2,8K подписчиков

Настоящая драма в финале баскетбола на Олимпиаде 1972, которую не смогли отразить в фильме "Движение вверх".

441 прочитал

Прошло уже три года с момента выхода на экраны спортивного блокбастера «Движение вверх», который побил все рекорды российского проката на тот момент. Да, зрителя он покорил красивыми съемками, динамикой и эффектностью, но не зря был раскритикован родственниками. Слишком много несоответствий увидели они и другие свидетели этого легендарного матча от реальных событий. Меня больше всего удивило, что именно настоящую драму создатели фильма так и не показали. Забегая вперед, скажу, чтобы исправить немного эту несправедливость приложу редкие фотографии советских баскетболистов, ожидающих итогового решения ночью в раздевалке. Вот где драма! Современным режиссерам пока такая и не снилась… Не умеют они её изображать? Или не хотят?

Фото: Юрий Рост. В раздевалке Александр Белов
Фото: Юрий Рост. В раздевалке Александр Белов

Итак, «Движение вверх» вышел в прокат в канун нового 2018 года. И по сегодняшний день эта картина является самой успешной в российском кинопроизводстве. Да-да, не пресловутый «Холоп», а именно фильм о баскетбольной победе сборной СССР на США в финале Олимпиады 1972 года!

Ведь упомянутая комедия совсем чуть-чуть опередила баскетбольную феерию только по сборам в российских кинотеатрах, а так проигрывает по остальным ключевым показателям. Например, количество зрителей, посмотревших «Движение вверх» в российском синема, составило более 12 млн., что на 400 тысяч больше, чем у «Холопа». А общие сборы спортивной драмы в мире составили почти 60 млн. долларов, в то время как у комедии – 45 млн. $.

Опишу немного свои впечатления после того просмотра.

С удовольствием наблюдал тогда за сборами этого фильма и беспрецедентной рекламой, но до конца все-таки не верил в гениальность этого кино, поэтому не хотел «голосовать рублем», решил дождаться, когда покажут в телевизоре. Думаю, зря ждал, ради такого увлекательного кино, можно было и в зал сходить. А показа по телевидению пришлось ждать более года (23 февраля 2019 г.). Неожиданно долго. Как посмотрел год назад «Один вдох» одним из первых, где зрители в пустом (очень жаль) зале сидели со слезами на глазах, а уборщики, кинувшиеся было убирать помещение, опешили, что никто не уходит, а все кто был на сеансе, сидят и чуть ли не рыдают…

Ну, ладно, дальше о «Движении…». Конечно, фильм сам по себе очень хороший, смотрится на одном дыхании, зрелищный. Порадовала практически полная хроника решающего матча и конечно же постановочные съемки (которые, правда, имеют мало общего с баскетболом той поры, но чтоже – зато красиво). Слэм-данки просто зашкаливают. Даже чересчур. Всё ради зрелищности!!!

Это да, наверное, на голову выше Легенды №17. Спортивный такой блокбастер. И очень хорошо, что многие люди узнали об этом факте впервые, но узнали! И может быть, кто-то даже посмотрел оригинальную запись самого матча, благодаря этому, тоже здорово!

Легенда…

Фото: Юрий Рост. Алжан Жармухамедов и Геннадий Вольнов
Фото: Юрий Рост. Алжан Жармухамедов и Геннадий Вольнов

Но есть моменты, которые не дают этой картине быть гениальной, по большому счёту. К большому моему разочарованию, блокбастер не стал подлинной ДРАМОЙ. А ведь речь идет о гипердраме (даже в кубе!).

Начнем с того, что я толком не понял (может, что-то не досмотрел в начале), почему же сменили главного тренера? Такая ситуевина – однозначно трагедия не только для самого рулевого команды, но и для многих, если не всех, игроков. А тут поставили нового, и поставили, что поделаешь… Кому оно интересно? Странно, что никто практически не удивился. Но, это уже напрягло мысли в направлении недолжной проработки сценария.

То, что вставлены некоторые конъюнктурные линии, придуманные в угоду современной моде и против которых ополчились родственники и другие свидетели событий, очень напрягает, расходится с фактами того времени… В угоду нынешним псевдо-трендам пожертвовали исторической правдой. Нескоро наше кино избавится от этой шелухи, нескоро. А ведь зачастую реальная история превосходит фантазию молодых и неопытных сценаристов! И именно это и отличает гениев от конъюнктурщиков, что последние подстраиваются под тенденции, а не сами их создают.

Фото: Юрий Рост. Зураб Саканделидзе
Фото: Юрий Рост. Зураб Саканделидзе

Им невдомёк, что зритель-то в кино верит!!! Как об этом не помнить?!?!?! Поскольку ты оперируешь настоящими фактами, то будь добр, отражай их ближе к действительности! А если художественное кино – то и называй все там по-другому. Ассоциатив может быть допустимым, а настоящее – не трогай! Мне кажется даже, что все эти Звездные войны, Мстители и прочие комиксы выглядят честнее. Раз уж сказка, то и делай, что хочешь, никто тебе ничего не скажет.

Так вот, задаю вопрос, почему среди всего прочего, понапичканного в этой картине, драму-то не показали? Ведь сначала наши проиграли, и что-то там пытались изобразить… Потом проиграли американцы – и это было сильнее, чем эмоции у наших! Они же до сих пор считают, что они не проиграли, а победу у них украли!

Третье. Наши, сыграв матч, еще не выиграли. Американцы сразу опротестовали итог игры. И наша команда до 4-х утра сидела в раздевалке и ждала решения апелляционного жюри.

И только в 10 утра в гостинице до советских баскетболистов донесли официального признание нашей Победы!

Вот это ДРАМА!

Фото: Юрий Рост. Михаил Коркия
Фото: Юрий Рост. Михаил Коркия

Представьте чувства и эмоции игроков, тренеров в течение этого времени. Спать никто просто не смог. Вот что ещё надо было показать! Если бы это удалось, тогда уже фильм можно было назвать великим.

Посмотрите на эти лица в раздевалке! Какие переживания в ожидании вердикта! Какая фактура! Неужели они (спортсмены) не достойны того, чтобы их ТАК показали, почему эти чувства оказались недостойны нашего современного кино?

А награждение? А пустая ступенька вице-чемпионов? Это серебро до сих пор не получено, хранится в Олимпийском музее в Лозанне. И, кстати, в отличие от остальных прецедентов, сборная США и баскетбольная команда никаким санкциям со стороны МОК не подверглась.

Однако, попробуйте представить, что творилось в стане американской команды…

Видите, сколько всего эмоционального упущено!

Фото: Юрий Рост. Модестас Паулаускас
Фото: Юрий Рост. Модестас Паулаускас

А вот в сети, кстати, публиковались фото из нашей раздевалки в те ночные часы. Это было мощно! Посмотрите, какие лица!

Эти пронзительные снимки были сделаны специальным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», в то время, Юрием Ростом. И именно они являются тем живым и единственным фактом тех драматических моментов! Спасибо, Вам, Юрий Михайлович!

А нам, зрителям подсунули эдакую конъюнктурку с «модным» сейчас благотворительным контекстом, антисоветчиной и прочим, и это кино закончилось, как-то, никак…

Фото: Юрий Рост. Сергей Белов и Анатолий Поливода
Фото: Юрий Рост. Сергей Белов и Анатолий Поливода

Кстати, почему, в отличие от «Легенды № 17» этот фильм не особо жалуют телеканалы ныне, не подскажете?

Что ещё почитать на нашем канале о кино:

P .S . Друзья, на своем канале я публикую материалы на разные темы. На те, которые мне интересны, и я не хочу зацикливаться на чём-то одном. Если вас они тоже увлекают – подписывайтесь на канал, и будете получать новые статьи первыми. Поройтесь на ресурсе под моей фамилией, найдете там ещё много чего. Буду благодарен за положительную оценку в виде нажатого большого пальца кверху.