Найти тему
Дед Ложкарь

Технологии изготовления деревянных ложек. Часть 2

Продолжу рассматривать технологии изготовления деревянных ложек.

В предыдущей части я рассмотрел классические варианты раскроя баклуш при изготовлении деревянных ложек. Предыдущая часть здесь

Следующим этапом классической технологии изготовления является вырезание углубления черпала.

Сразу должен оговориться, что я описываю технологию, которой обучили меня и которой придерживаюсь сам. Мне известны мастера, которые зачастую сначала выбирают углубление на плашке и только потом придают форму ложке. У такого варианта есть свои достоинства и недостатки. Право каждого мастера делать так, как ему нравится.

Почему я считаю, что сначала должна делаться баклуша (черновая форма ложки) и только потом вырезаться углубление в черпале.

Во-первых, это объясняется классической технологией изготовления, когда использовалось некоторое разделение труда: одни делают баклуши, другие режут черпала, затем придаётся окончательная форма изделию, потом производится доработка поверхности и декор. И при поточном производстве все эти перечисленные операции могли выполняться одновременно разными людьми, то есть был организован своеобразный конвейер.

Возвращаюсь к порядку изготовления баклуши и черпала.

Используемые инструменты и приспособления в данном разделе я не рассматриваю. Планирую, что этому будет посвящена отдельная публикация.

Известно, что в процессе сушки древесины возможно появление трещин вследствие уменьшения объёма. На этапе изготовления баклуши можно заметить наличие трещины в заготовке и на раннем этапе скорректировать форму ложки или отбраковать заготовку с наименьшими вложенными в неё трудозатратами. В случае если уже вырезано углубление черпала, такую коррекцию произвести сложнее.

Однако и первичное изготовление углубления до баклуши может иметь свои преимущества. Во-первых, это удобство закрепления прямоугольной (плоской) заготовки в тисках (тисах), как правило имеющих плоскопарралельные губки, вследствие чего закрепить в них заготовку уже имеющую форму ложки затруднительно. Во-вторых, вырезание углубления черпала может несколько снизить риск растрескивания заготовки в процессе работы.

Остановлюсь на том, каким именно образом эти проблемы решаются при изготовлении ложек по классической технологии (баклуша – углубление черпала – конечное изделие).

Во-первых, многие мастера, придерживающиеся классической технологии, вырезают ложки держа их исключительно в руках, или опирая заготовку на некоторую поверхность (стол, плаха и т.п.).

Во-вторых, при вырезании углубления (и дальнейшего декора на поверхности) возможно использование специальных приспособлений. Таким образом исключается необходимость в использовании плоскопарралельных тисков.

Чтобы избежать растрескивания заготовок в процессе изготовления можно применять постоянное увлажнение поверхности изделия.

Следующим этапом изготовления ложки является доведение её формы до желаемой. При классическом варианте изготовления обычных бытовых ложек этот этап был последним. То есть обычные повседневные ложки массовые (серийные) ложки, как правило, не имели декоративного украшения, и их поверхность дополнительно не зачищалась (зашкуривалась) и не обрабатывалась (пропитывалась). При пользовании у таких ложек значительно повышалась шершавость. Именно поэтому и появилось выражение: «Сухая ложка рот дерёт». Срок службы таких ложек был небольшим, но это и не требовалось при низкой стоимости изделия.

Сказанное не исключает того, что изготавливались ложки и с резьбой и с росписью. Но это были значительно менее массовые (и соответственно более дорогие) изделия. Кроме того, если обычную деревянную ложку при необходимости мог изготовить практически любой крестьянин, то изготовление ложек с украшениями (росписью или резьбой) было уже делом специалистов, и такие изделия, как правило, уже покупались на ярмарках, а не изготавливались в подсобном хозяйстве.

Наиболее частым способом декорирования ложек является их роспись. Лакокрасочное покрытие служит нескольким целям:

– придаёт декоративность,

– защищает ложку от воздействия жидкостей, повышая срок её службы, и

– создавая более гладкую поверхность, повышает комфортность при употреблении пищи.

Другим способом декорирования деревянных ложек, значительно менее распространённым в силу большей трудоёмкости и необходимости наличия дополнительных навыков и инструментов, являлось украшение резьбой или изготовление фигурных ложек. Именно в этом направлении я в настоящее время и специализируюсь.

После изготовления (вырезания ложки) в настоящее время, как правило, её поверхность дополнительно обрабатывают, повышая гладкость (чистоту) и убирая среды режущего инструмента. Как минимум, это делают во внутренней части черпала, но многим нравится, чтобы вся поверхность ложки была гладкой. Необходимость этой процедуры неоднозначна, и решение применять её или нет, лежит исключительно на мастере, ну и на конечном потребителе получающем эту вещь, или отказывающемся от её приобретения.

Наличие следов режущего инструмента (следов срезания древесины при помощи ножа) некоторыми оценивается как дополнительный бонус, показывающий что изделие было выполнено вручную. Естественно, что отсутствие дополнительной шлифовки поверхности (или выполнение её в минимальном объёме) снижает общую трудоёмкость выполнения работы, так как даже более тщательное строгание менее трудоёмко, чем шлифование. Однако пользоваться таким изделием может быть менее комфортно.

Некоторые мастера после вырезания изделия сначала дорабатывают его поверхность шлифованием абразивными материалами (наждачными шкурками) и лишь потом приступают к вырезанию декоративного рисунка. Я считаю, что порядок действий должен быть другим: сначала вырезание рисунка на поверхности и лишь потом шлифовка абразивными материалами. Всё дело в том, что отделяющиеся частицы абразива могут застревать на поверхности дерева, и резьба по такой древесине приводит к более быстрому затуплению режущей кромки инструмента.

При шлифовании обычно используется следующих порядок абразивных материалов: 40-60-80-120-150 (грит). Возможен другой (более редкий шаг). Каждый выбирает по своему усмотрению. Отдельно можно отметить, что нумерация зернистости различается в зависимости от страны (Россия, Европа, США, Азиатский регион).

При использовании шкурок с зернами 80…150 желательно шлифование проводить несколько раз с промежуточным увлажнением поверхности (окунанием в воду) и последующей сушкой. Такая операция приводит к поднятию ворса и способствует более качественному его удалению. В результате выполнения такой компоненты, в процессе эксплуатации с многократным намачиванием изделие меньше махрится (ворсится).

Использование шкурок свыше 150 считается нежелательным, так как приводит к полировке поверхности и забивке пор. Возможно применение шкурок с зернистостью 300…400, если дальнейшая обработка маслами не предусматривается, а будет производиться покрытие лаком, воском, или не будет производиться вообще.

После выполнения резьбы и доведения поверхности до желаемой чистоты (ровности) поверхности, изделия, как правило, дополнительно обрабатывают путём нанесения защитного покрытия. Это может быть лаковое или лакокрасочное покрытие, но наиболее частым вариантом является пропитка натуральной олифой (высыхающими растительными маслами). Это будет рассмотрено в следующей части. Также в следующей части коснусь такой составляющей, как сушка материала, заготовок и полуфабрикатов.

Следующая часть здесь