В 2019 году вышел фильм «Арахисовый Сокол», рассказывающий о мужчине с синдромом Дауна, который живет в доме престарелых и мечтает стать рестлером. Главного героя сыграл Зак Готтзаген — человек с синдромом Дауна. Это первый фильм, где открыто заговорили о проблемах особенных людей. В России 51 тыс. людей с синдромом Дауна, только единицы из них работают. Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» помогает людям с синдромом Дауна устроиться на работу.
В поиске решений
51 тыс. людей с синдромом Дауна в России — трудоспособного возраста. Работа улучшает качество жизни, развивает социальные связи, дает знания и независимость. Деньги для них — не основная мотивация, важнее стать социально полезными и развиваться.
Первым человеком с синдромом Дауна, получившим работу благодаря «Даунсайд Ап», стала Мария Нефедова. Она уже много лет работает в Центре сопровождения семьи помощником педагога.
Фонд «Даунсайд Ап» поддерживает молодых людей и помогает им с работой. Он вовлекает подопечных в волонтерскую деятельность, проводит стажировки и трудоустраивает их. Пока работающих юношей и девушек единицы, так как человек с синдромом Дауна сталкивается со стереотипными предубеждениями, что он не может стать полноценным работником. Но в фонде верят, что их опыт позволит переломить ситуацию.
Фонд постоянно ведет переговоры с потенциальными работодателями. В 2015 году он совместно с компанией Mars (бренд Pedigree) и рекламным агентством BBDO Moscow запустил проект по профориентации людей с синдромом Дауна. Четыре месяца герои проекта работали волонтерами в кинологическом центре, учились ухаживать за собаками и взаимодействовать в коллективе.
«Сначала мы встречаемся с руководством компаний, готовыми взять человека с синдромом Дауна на практику или работу. На первом этапе мы обговариваем нюансы — мы не знаем, что произойдет во время практики. Например, работа может не понравиться подопечному», — рассказывает Юлия Лентьева, руководитель направления по сопровождению школьников и молодых людей с синдромом Дауна в Центре сопровождения семьи «Даунсайд Ап».
Людям с ментальными особенностями развития необходимо создать индивидуальные условия труда — приспособить рабочее место, определить круг обязанностей в соответствии с возможностями, назначить наставника, который будет сопровождать подопечного. Наставник объясняет задачи, контролирует работу и помогает в кризисных ситуациях.
Юлия Лентьева отмечает, что в России нет единых правил трудоустройства людей с синдромом Дауна — в службах занятости для них нет подходящих вакансий, государство не стимулирует бизнес принимать на работу сотрудников, а компании воспринимают трудоустройство как благотворительность, а не как постоянную практику.
«Обычно стажеры и сотрудники с синдромом Дауна быстро устают и не могут работать полную неделю. Они работают не более четырех часов в день, 1-2 дня в неделю. И у компаний не всегда есть для них работа. Это добавляет сложностей работодателю. Хорошо, когда человек с лишней хромосомой выполняет ту работу, которая важна для него», — говорит Юлия Лентьева.
За последние годы фонд трудоустроил двух человек. Один подопечный «Даунсайд Ап» работает помощником офис-менеджера в компании Voerman, другой ухаживает за животными в Политехническом музее, а скоро перейдет на работу в Московский зоопарк. Еще два человека проходят практику: девушка поддерживает чистоту в офисе известного банка; молодой человек недавно начал работать в студенческой столовой Российского Государственного Социального Университета (РГСУ).
«Наша задача — показать потенциал человека с синдромом Дауна. Показать, что он может. Работодатель должен понимать, где расширить обязанности такого человека, а где — нет. Важно, чтобы в работе появлялись новые этапы и задачи, с которыми справится сотрудник с синдромом Дауна, и чтобы она не была монотонной», — подчеркивает Лентьева.
Мировая проблема
Статья 27 Конвенции ООН о правах инвалидов закрепляет за ними право на труд. В мире около 650 млн инвалидов, число безработных среди них в некоторых странах достигает 80%. Законы многих государств обязывают предприятия нанимать на работу людей с ограниченными возможностями. В Германии для компаний с численностью сотрудников от 20 человек для людей с инвалидностью установлена квота 5%, во Франции — 6%, в Италии — 7%. В Индии за ними закреплено 3% рабочих мест в государственном секторе.
«... право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который человек с инвалидностью свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для людей с инвалидностью».
Статья 27. Конвенция о правах инвалидов ООН
В России закон № 181-ФЗ устанавливает для инвалидов квоты от 2% до 4%. За нарушения предусмотрены штрафы. Чтобы их избежать, компании нанимают на работу людей с физическими нарушениями и избегают людей с интеллектуальными нарушениями, например, людей с синдромом Дауна. Работодатели все еще думают, что такие люди не способны выполнять обязанности на рабочем месте.
По статистике Всемирной организации здравоохранения у одного ребенка на 1,1 тыс. рожденных диагностируют синдром Дауна. Этот синдром имеет генетическую природу — причина в дополнительной 21 хромосоме. Интеллектуальное развитие и физическое здоровье при синдроме Дауна разные, однако такие люди доживают до 60 лет и старше и способны работать в разных сферах.
У людей с синдромом Дауна разные интересы. Кто-то, как Готтзаген, снимается в кино, играет в театре, пишет музыку, кто-то работает в ресторане, отвечает на звонки или следит за чистотой в офисе. Решающее значение в успехе играет адекватное профессиональное обучение и контроль со стороны работодателя.
В 2014 году McKinsey & Company выпустила исследование, посвященное пользе работы в организациях людей с синдромом Дауна. В исследовании участвовали международные компании, благотворительные организации и эксперты. Доклад показал, что люди с синдромом Дауна позитивно влияют на пять из девяти параметров жизнеспособности компании — руководство, ориентацию на внешнюю среду, мотивацию сотрудников, рабочую среду и корпоративную культуру, координацию и контроль, что отражается на эффективности бизнеса.
Около 83% опрошенных считают, что наличие особенных людей в коллективе помогает руководителям лучше управлять и разрешать конфликты. Почти 80% респондентов отметили, что люди с синдромом Дауна мотивируют коллег, 86% респондентов согласились, что опыт работы с такими сотрудниками положительно влияет на практику разрешения конфликтов, а 88% согласны, что люди с дополнительной хромосомой делают отношения между сотрудниками надежными и открытыми.
Автор: Проект +1
Фото: iStock
Хотите быть полезным обществу, но не знаете, с чего начать?
Узнавайте о грамотной благотворительности и других способах помочь тем, кто нуждается на +1Люди