Найти в Дзене

Пе-8 или неизвестный участник известных событий

В хрониках времен Великой отечественной войны 1941-1945 гг. вы практически не найдете описаний боев с участием этого самолета. Его создание стало результатом реализации военной доктрины Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принятой в первой половине тридцатых годов прошлого столетия и предусматривающей нанесение бомбовых ударов по транспортным, промышленным и иным стратегическим объектам вероятного

В хрониках времен Великой отечественной войны 1941-1945 гг. вы практически не найдете описаний боев с участием этого самолета. Его создание стало результатом реализации военной доктрины Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принятой в первой половине тридцатых годов прошлого столетия и предусматривающей нанесение бомбовых ударов по транспортным, промышленным и иным стратегическим объектам вероятного противника, расположенных на значительном удалении от линии непосредственного соприкосновения. Тем не менее в боевой биографии Пе-8 (42, АНТ-42, ТБ-7) немало эпизодов, свидетельствующих о важности задач, решаемых командованием советских ВВС с помощью этого самолета. Этот высотный скоростной бомбардировщик принимал непосредственное участие в нанесении бомбовых ударов по столице фашистской Германии в августе 1941 года, он успешно бомбил промышленные районы Данцига, Кенигсберга, Хельсинки, при его поддержке проводились масштабные войсковые операции в Сталинграде и на Курской дуге. И, наконец, именно на этом самолете, недосягаемом для истребителей и зенитных орудий, в 1942 году был совершен беспрецедентный перелет советской правительственной делегации во главе с председателем Совнаркома В. М. Молотовым над территорией фашистской Германии в Лондон, а затем и в Вашингтон.

АНТ-42 во время перелета 1942 года.
АНТ-42 во время перелета 1942 года.

Впервые необходимость создания тяжелого бомбардировщика с большим потолком полета в Военно-Воздушных Силах РККА была осознана в начале 30-х годов прошлого столетия. В июне 1931 года Центральный Аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) получил тактико-технические требования к новому высотному бомбардировщику, сформулированные командованием советских ВВС, которые присвоили создаваемому летательному аппарату шифр ТБ-7. Основными техническими и эксплуатационными характеристиками, по мнению военных, должны были стать следующие параметры:

· максимальная скорость полета – не менее 250 км/ч;

· боевой эшелон – порядка 7000 метров;

· дальность полета в диапазоне 1500-2000 километров;

· численность экипажа – 10-14 человек.

Дополнительным пожеланием руководства советских ВВС стала возможность использования Пе-8 в качестве крейсера сопровождения крупных бомбардировочных соединений. Неспокойная военно-политическая обстановка в Европе требовала наличия тяжелых боевых машин, отличающихся непривычно высокими для того времени показателями высоты и скорости полета, высокой степенью живучести и возможностью нести солидную боевую нагрузку. Другими словами – «летающих крепостей». Создание такого летательного аппарата было поручено коллективу конструкторского бюро Андрея Николаевича Туполева.

Выдающийся советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев.
Выдающийся советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев.

Летчики хотели видеть новый высотный бомбардировщик, способный не только осуществлять прицельное бомбометание с высот, достаточно больших для обеспечения его неуязвимости со стороны зенитных средств противовоздушной обороны, но и обладающим скоростью, превосходящей скоростные возможности истребителей-перехватчиков.

Проработку проекта «АНТ-42» поручили бригаде В. М. Петлякова, представлявшим конструкторский отдел сектора опытного самолетостроения ЦАГИ, обладавшей на тот момент опытом создания тяжелого бомбардировщика ТБ-3.

Уже через два года (в декабре 1936 года) шеф-пилот ЦАГИ Михаил Громов поднял в воздух первый опытный образец изделия «42». И несмотря на то, что конструкция бомбардировщика еще не приобрела оптимальных очертаний, летные испытания показали результаты, близкие к тому уровню, который хотело видеть руководство Военно-Воздушных Сил Советского Союза.

Реальность выполнения поставленной задачи не вызывала сомнений, ни у военных, ни у конструкторов, но в процесс создания столь необходимого РККА тяжелого бомбардировщика вмешалась запущенная во второй половине 1936 года машина политических репрессий. В числе арестованных оказались оба руководителя проекта «АНТ-42» - А. Н. Туполев и В. М. Петляков. Во главе рабочего процесса, подошедшего в то время к стадии доводки и подготовки к серийному выпуску, встал ученик Туполева - И. Ф. Незваль. Иосиф Фомич был талантливым инженером, но, к сожалению, полностью неискушенным в тонкостях «подковерной» или «закулисной» борьбы, являвшейся в то непростое время одним из ключевых навыков в решении организационных и хозяйственных вопросов.

Тем не менее, к апрелю 1938 года изделие «24» было полностью доведено и принято на вооружение Военно-Воздушных Сил РККА. Для строительства новой боевой машины предполагалось использовать производственные мощности Казанского авиационного завода № 124 и несмотря на колоссальные трудозатраты, необходимые для подготовки производства, можно было констатировать выход проекта на финальную стадию.

АНТ-42 или изделие "42".
АНТ-42 или изделие "42".

Но неожиданно возникло другое препятствие, вызванное изменениями взглядов военно-политического руководства Советского Союза на доктрину ведения будущей войны. Усиленно культивируемая в последние предвоенные годы отдельными «военными специалистами» концепция «войны на чужой территории» привела к признанию нецелесообразными действий по уничтожению военных, промышленных и инфраструктурных объектов в глубине территории противника. Следует отметить, что руководство нацистской Германии, включая А. Гитлера, придерживалась схожих взглядов, отказавшись от создания тяжелых бомбардировщиков дальнего радиуса действия.

В результате актуальность проекта «АНТ-24» оказалась под большим вопросом. «Дров» в костер, на котором вот-вот должен был «сгореть» новый советский дальний бомбардировщик подбросил Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ), отказавшись от серийного производства агрегата наддува, без которого ТБ-7 становился заурядным средневысотным самолетом.

Проект спасли два обстоятельства: отсутствие поддержки «модной концепции» у военно-политического руководства Советского государства и непрекращающаяся даже в «сложный» период напряженная работа коллектива КБ-1, возглавляемого И. Ф. Назвалем, позволившая довести боевую машину до требуемого уровня надежности и раскрыть ее уникальные технические и эксплуатационные характеристики.

И несмотря на то, что проблемы с созданием тяжелого высотного бомбардировщика Пе-8 на этом не закончились, за год до начала Великой Отечественной войны первые машины стали поступать в строевые части Военно-Воздушных Сил РККА. Справедливости ради, следует отметить, что анализ боевых действий германской авиации на европейском театре военных действий давал серьезный повод усомниться в целесообразности крупносерийного производства тяжелых бомбардировщиков и это, в свою очередь, отразилось на формировании авиапарка ТБ-7. Именно поэтому, в предвоенном 1940 году было выпущено всего 12 машин.

Боевое применение в годы войны

Первое боевое испытание нового бомбардировщика состоялось в период Зимней войны Советского Союза с Финляндией и стало неудачным. В январе 1940 года ТБ-7, пилотируемый летчиком-испытателем Научно-исследовательского института ВВС В. Е. Дацко вылетел на Карельский перешеек, но потерпел аварию. Комиссия, разбиравшая инцидент, обвинила в случившемся летчика.

Одним из самых ярких эпизодов боевой биографии советского дальнего бомбардировщика Пе-8 подавляющее большинство военных историков считает авиационный бомбовый удар по столице фашистской Германии. В ночь с 9 на 10 августа 1941 года, спустя всего лишь полтора месяца с начала войны, десятка ТБ-7 взяла боевой курс на Берлин. Запасной целью был определен Кенигсберг. Из-за различных причин по намеченным целям отработали лишь шесть экипажей. Несмотря на то, что лишь две машины смогли вернуться на родной аэродром (остальные были сбиты огнем немецкой зенитной артиллерии или сели на вынужденную посадку ввиду нехватки топлива и неудовлетворительного технического состояния) важность этого эпизода великой войны трудно переоценить. Особая значимость этого авиаудара заключалась в том, что его нанесла полностью «разгромленная», по словам рейхсминистра пропаганды Германии Й. Гебельса, советская авиация. Нанесла, несмотря на хвастливое заявление шефа люфтваффе Германа Геринга, гарантировавшего немцам, что «никогда, ни одна бомба не упадет на столицу Рейха».

Макет скоростного высотного бомбардировщика Пе-8.
Макет скоростного высотного бомбардировщика Пе-8.

Не менее примечателен и еще один авиационный бомбовый удар, выполненный самолетами Пе-8. В конце апреля 1943 года советский тяжелый дальний бомбардировщик стал первым самолетом в военно-воздушных силах армий антигитлеровской коалиции поднявшим и успешно применившим пятитонный авиационный боеприпас – ФАБ-5000НГ.

Пе-8 с подвешенной ФАБ-5000НГ.
Пе-8 с подвешенной ФАБ-5000НГ.

Советская бомбардировочная авиация дальнего действия времен Великой Отечественной войны не могла похвастаться большим количеством боевых машин. Не стал исключением и ТБ-7. К весне 1942 года был сформирован всего один бомбардировочный авиаполк, эксплуатировавший Пе-8 – 746 БАП, на базе которого впоследствии была создана 45-я авиационная дивизия дальнего действия. В штате полка находилось всего пятнадцать ТБ-7, причем количественный состав боевых групп, вылетавших для выполнения бомбардировок, не превышал 6-8 машин. О важности заданий, выполняемых частью, можно судить по одному лишь факту – цели для экипажей определялись исключительно Ставкой Верховного Главнокомандования.

Весомую роль стратегический бомбардировщик Пе-8 сыграл, принимая участие в массированных авиационных налетах на финскую столицу, состоявшихся в феврале 1944 года и ставших частью войсковой операции по принуждению Финляндии к выходу из войны с Советским Союзом.

Несмотря на относительную малочисленность ТБ-7, интенсивность его боевого применения впечатляет. За три с половиной военных года дальний высотный бомбардировщик Пе-8 совершил 1509 боевых вылетов, в ходе которых было применено более 5370 тонн авиационных боеприпасов различных калибров. В связи с техническими сложностями при взлете с грунтовых взлетно-посадочных полос в конце 1944 года боевое применение самолетов этого типа было решено прекратить.

После победы советского народа в Великой Отечественной войне бомбардировщик Пе-8 непродолжительное время еще оставался на вооружении Военно-Воздушных Сил, после чего стал широко использоваться в качестве транспортного самолета, доставлявшего грузы в районы Севера и Арктики, в том числе и специального назначения.

Пе-8 в Арктике.
Пе-8 в Арктике.

Таким образом, несмотря на сравнительно недолгую боевую биографию, Пе-8 можно считать первым скоростным дальним бомбардировщиком дальнего действия, в полном объеме отвечавшим требованиям своего времени.

Военно-Воздушные Силы самых сильных в военном отношении государств мира на момент начала Второй Мировой войны (Германия, Великобритания, США) не имели боевых машин подобного класса, хотя бы приближенно обладающих летными и техническими характеристиками ТБ-7. Единственным бомбардировщиком военного периода, превосходящим советский самолет стала созданная в 1942-м и поднявшаяся в воздух в мае 1944-го «Суперкрепость» - американский стратегический бомбардировщик B -29.