Найти тему
Рынки без хайпа

Акции и IPO: как это работает

Если компании нужны деньги, вместо облигаций она может решить продать инвесторам акции. В этом случае инвестор не имеет права требовать от компании возврата денег, которые он за эти акции заплатил. Вместо этого он приобретает право на получение части прибыли компании в виде дивидендов, на участие в управлении компанией, а также на часть имущества компании в случае ее ликвидации. В отличие от облигаций, акции могут выпускать только компании. У государств и местных властей такой возможности нет. Доход инвестора складывается из двух составляющих: рост стоимости акций и выплаченные компанией дивиденды.

Дивиденды

Распределение прибыли (а также голосов при принятии решений на собрании акционеров) происходит пропорционально количеству акций, находящихся в собственности у инвестора. Допустим, за все время своего существования компания AAA выпустила 1 млн акций. Если в прошедшем квартале компания получила 7 млн долларов прибыли, 4 из которых было решено использовать для расширения бизнеса, а 3 – выплатить акционерам, то каждая принадлежащая инвестору акция принесет 3 доллара дивидендов. Выплата дивидендов не является обязательной – она происходит на усмотрение совета директоров. Обычно дивиденды платят компании, которые уже прошли фазу активного роста. Молодые компании склонны инвестировать всю полученную прибыль в дальнейшее развитие.

Путь от регистрации до IPO

Давайте посмотрим на основные этапы жизненного цикла типичной компании [1, с. 12]. Это поможет понять, как именно частный инвестор может заработать.

В начале своего пути только что созданная компания (ее еще называют модным словом стартап) на 100% принадлежит одному или нескольким основателям. На их деньги начинается работа над продуктом, который компания собирается продавать. Однако в большинстве случаев эти деньги заканчиваются задолго до того, как будет готова хотя бы базовая версия этого продукта. Чтобы продолжить работу, основатели могут продать долю в компании венчурным инвесторам (так называют людей или компании, которые специализируются на инвестициях в стартапы). Каждое следующее привлечение венчурного капитала делает долю основателей все меньше, но зачастую у них просто нет другого выбора.

Раньше в стартапы могли инвестировать только профессиональные инвесторы с кучей денег, но со временем этот рынок становился все более демократичным. Сегодня платформы вроде Seedrs (Великобритания, ЕС) и Republic (США) позволяют частным инвесторам с небольшим капиталом инвестировать в компании на ранних этапах их жизненного цикла. Бум венчурного инвестирования привел к тому, что в наше время компании совсем не торопятся становиться публичными – им вполне хватает капитала и без этого.

Когда компания становится относительно большой и известной (но необязательно прибыльной), ее текущие владельцы (основатели и венчурные инвесторы – их еще называют инсайдерами) могут решить провести IPO (initial public offering – первичное размещение акций на бирже), т. е. продать долю в компании частным инвесторам с целью привлечения дополнительного капитала. С этого момента компания становится публичной – акции теперь торгуются на бирже, и их может купить кто угодно.

По истечении так называемого lock-up периода, который обычно длится от 90 до 180 дней, инсайдеры получают возможность продать свои акции на бирже [2]. На этот раз речь идет не о привлечении капитала (когда деньги от продажи акций поступают на счета компании), а о продаже инсайдером принадлежащей ему доли в компании – в этом случае деньги от продажи поступят на его личный счет. Зачастую венчурные инвесторы продают после IPO, чтобы зафиксировать прибыль и освободить капитал для вложений в новые стартапы.

Обычно IPO проводится при посредничестве одного или нескольких инвестиционных банков – их называют андеррайтерами. Их задача – помочь компании с выпуском новых акций и их продажей инвесторам (при этом доля инсайдеров в компании уменьшается). Банки информируют своих клиентов (обычно это крупные инвестиционные фонды) о планах проведения IPO, изучают потенциальный спрос и назначают цену размещения. Часто эту цену намеренно занижают, чтобы увеличить вероятность продажи всего выпуска. Другой вариант – не фиксировать цену размещения, а провести аукцион: каждый из потенциальных покупателей называет нужное ему количество акций и цену, которую он готов за эти акции заплатить. На основании полученных данных компания сама выбирает цену размещения, при которой будет продан весь выпуск, а также решает, каким инвесторам будет предоставлена возможность покупки акций, а каким – нет. Такой вариант использовался при IPO Airbnb, DoorDash и Unity.

Как вложиться в IPO?

Вариантов поучаствовать в IPO у частного инвестора не так много, особенно если он не резидент США – это резко ограничивает набор доступных ему брокеров. Выбор брокера очень важен, поскольку далеко не каждый из них предлагает своим клиентам доступ к IPO. Те, которые все же предлагают такую услугу, нередко предоставляют ее только тем, кто заключает десятки сделок в месяц или имеет сотни тысяч долларов на брокерском счете. Поэтому самым простым вариантом для частного инвестора будет вложение денег в фонд, который специализируется на инвестициях в IPO.

Зачем вообще участвовать в IPO?

Как уже было сказано, цену размещения часто занижают, чтобы было проще продать запланированное количество акций. Обычно это приводит к тому, что цена акций взлетает в первые секунды после открытия торгов на бирже. Тот, у кого была возможность купить акции по цене размещения, может продать их в первый день торгов и получить весьма ощутимую прибыль.

Источники информации

  1. Duhon T. (2012) How the Trading Floor Really Works. John Wiley and Sons