Воспоминания старого "Гончего пса". Война — хреновня, главное — манёвры.

28K прочитали

Олег Выдренок

Куда-то далеко в Ледовитый океан
Куда-то далеко в Ледовитый океан

Полез на антресоль, нашёл свою лётную книжку, сдул с неё пыль, открыл на странице: Арктика 1981г. июнь.

Нашёл нужные для рассказа строчки записи и перед глазами как будто пролетели все моменты той эпопеи.

4 июня в кабинет ком полка, тогда п/п-ка К……ука, вошли несколько старших офицеров, прилетевших на попутном борту в Амдерму и положили на стол пакет, на котором было указание вскрыть его 5 июня в 11 часов. Проверка Министра обороны.

Все всё сразу поняли и весь лётный и технический составы "стали на уши".

Штурманам была поставлена задача "кинуть палки" (проложить маршруты) и сделать ИШРы на все известные полигоны СССР.

Комэски начали решать в общем-то почти нерешаемую в то время для Амдермы задачу - найти боеготовых лётчиков на всех высотах и во всех условиях для стрельб на полигоне и хоть с каким-нибудь уровнем - для дежурства дома.

Техники сразу начали готовить боеготовые самолёты к перелёту. Всё закрутилось в предчувствии большого перелёта со стрельбами.

Утром вскрыли пакет, в котором предписывалось восьми экипажам перебазироваться на аэродром Астрахань для выполнения стрельб на полигоне по двум мишеням Ла-17. Первая мишень: Н=300м в ППС в помехах, два экипажа. Вторая мишень: с превышением 6000м под ракурсом 4/4, четыре экипажа. Два экипажа запасные.

По первой мишени первым стреляю я с штурманом Вагифом Гуламовым, второй Гена Решетников.

На вторую мишень собрали всех стариков с большим опытом таких стрельб. Подготовились и на следующее утро с ранья взметнулись. Первая посадка намечалась в Талагах - никто не понял, зачем, лететь-то надо куда-то на юг, а предписали почему-то на запад, в Архангельск.

Лечу первым, почему-то не через м.Микулкин (на Канином п.о-ве), а напрямую в Талаги. Заняв эшелон и предчувствуя проблему с избытком топлива на такой короткий маршрут (всего-то 1000 км), выключаю насосы девятых баков (крыльевые кессон-баки по 3500л каждый).

На снижении в расчетную на 2100 вижу, что топлива навалом, 4 ракеты, а сзади ещё 7 бортов, надо что-то делать. Включаю аварийный слив. Докладываю, что 2100, в расчётной, снижение.

И тут новая вводная - снижение прекратить , набор 9000м, посадка в Правдинске. Вот это да!!! Приехали! Что делать? Хорошо, что не всё успели слить!

Вагиф посчитал и говорит, что на посадку сходу хватит, а второго захода не получится. Набирали высоту на экономичном режиме и набирали этот заданный эшелон почти до Правдинска. На заходе у них страшная дымка, дымит какой-то завод в Дзержинске, видимость километра 2, не больше.

Зашли, сели с остатком в несколько сот литров. Вылези из кабины, а у них всё зелёное, запах лета - непередаваемый! Мы улетали из Амдермы при температуре +3-5, в куртках, а здесь +22. Рай земной! Пока остальные сели, пока техников ждали, пока заправились, пока то, да сё, вылетели из Правдинска вечером, пока долетели - уже ночь. Естественно нас так поздно так поздно никто не ждал - заходили кто как мог.

Дежурный по приёму и выпуску дал только курс посадки, прожекторов не было, садились с фарами, ПРМГ не работало, РСБН включили, когда половина экипажей уже была на земле.

Заруливали тоже кто как мог, встречающих не было. Бросать незаправленные самолёты нам запретили, заправляли до 3 часов ночи. Пока добрались до гостиницы - светать начало. А в 10.00 - постановка задачи на стрельбу, ознакомление с районом полётов, зачёт и подготовка к стрельбе.

Условия жёсткие: мишень на 300м, перехватчик на 200м, в облаках, ставить помехи будут 2 Ан-12ПП (постановщики помех) с обоих сторон полигона.

Предупредили, чтобы стрельба была только в ППС, реальная, спихнуть ракету просто так не удастся, есть большие спецы по КЗА, которые определят, как ушла ракета, с соответствующими выводами для оценки полка.

Прилетели ещё два полка - Обозерцы на МиГ-25 и из Килпов на МиГ-23. Первые стреляют МиГ-23 в 08.00, затем МиГ-25 в 10.00 и Тушки в 12.00.

На утро в 06.00 все уже на аэродроме - разведка, постановка задач и готовность МиГ-23 к вылету. Утро, а температура воздуха уже +25.

Килповцы слетали и сбили всё, что им поставили - две Ла-17 в ЗПС и в ППС.

В 10.00 полетели обозерцы и не сбили ни одной мишени: просто в ЗПС и в ППС с превышением 6000м.

К 11 часам температура воздуха была уже далеко за +30, липкая жара и большая влажность. Дельта Волги вошла в берега, но осталось множество озёр, которые испаряясь, делали видимость километра 2, появилось множество мелких облачков балов 6-8 на высоте 180-200м, а над ними видимость миллион-на-миллион, только высокие перистые облака балла 3-4.

Видя, что нарастает такая жара, а у нас полная заправка (15 500) и 4 ракеты, подошёл к К……уку и предложил снять с самолёта две ракеты с ТГС, т.к. ими стрельба не предвидится, да и раскачать самолёт хотя бы до 12.5 т не мешало бы, ведь до полигона всего-то километров 40. Но это был "глас вопиющего в пустыне". К……ук запретил это делать, сославшись на какой-то пункт руководства по выполнению стрельб, где говорилось, что самолёт должен иметь полное вооружение и полную заправку.

А жара всё нарастает! К 12 часам температура поднялась где-то к +40 градусам.

Сел в готовность по времени, по команде запустил, вырулил, запросил на взлётную.

Взлёт в сторону Волги (уже не помню курс взлёта). Только начал выруливать на ВПП, как увидел, что слева, перед началом бетонки, есть большой асфальтовый пятак метров на 50-70. И я, вместо того, чтобы занимать полосу вправо, пройдя осевую, начал разворачиваться влево, на этот пятак, он мне давал ещё где-то метров 40-50 запаса полосы.

РП кричит: Что за манёвры на полосе?
Я отвечаю: Всё нормально, полосу занял, к взлёту готов. Ждите.

Вывел обороты 80%, чтобы сжечь лишнее топливо. Вижу, что слева от полосы газует мишень, которую нам предстоит сбить (или не сбить). Пошла мишень, мне команда: «087, Взлетайте!».

Обороты, форсажи, бросаю тормоза. Форсажи включились и самолёт как-то нехотя тронулся с места.

Побежали. Бежим, но что-то не так. Слабовато разбегаемся. Проверил форсажи - нормально, а скорости нет. Приближается РСП (это середина полосы), а мы и нос не подняли и Вагиф только что сказал: Скорость пошла, 200.

Видя всё это говорю Вагифу: Ты на всякий случай столик-то откинь и ноги на подножки поставь, если что - не засиживайся, мне ведь за тобой уходить.

Подумал: Стабилизатор -9, лопухи-то большие, лишнее сопротивление – отдал от себя штурвал на 0. Бежим, но как-то без особого энтузиазма, Вагиф изредка читает скорость, а я уже вижу край полосы. Скорости нет, а взлёт прекращать уже поздновато. Край полосы, пора.

Штурвал на себя, тряска прекратилась, понял, что оторвались с последней плиты.

АУАСП (предупреждение о критическом угле атаки) звенит, АДУ (автомат дополнительных усилий – чтобы не «передрать» угол атаки) штурвал прихватило, не сдвинуть.

Всё внимание вперёд, но совершенно ничего не вижу, нос всё загородил. Бросаю взгляд на вариометр - 0 набора, буквально на долю миллиметра чуть выше чёрточки. На ум приходит: Там ведь впереди БПРС с антеннами и со столбами огней подхода! Что делать? Прыгать? Отпущу штурвал, чтобы дёрнуть ручки - точно наберу «полный рот земли!». Шасси не убираю, боюсь, что если они начнут неравномерно убираться, на такой высоте и без скорости - точно убьёмся.

Помню, что кто-то что-то орал мне в эфире, но мною это почему-то никак не воспринималось. Слышал только Вагифа, который совершенно не теряя самообладания, диктовал скорость и тенденцию набора высоты и помню свои действия и развитие ситуации.

А вариометр тихонечко начинает сдвигаться на метр набора, потом ещё больше, и ещё. Прошла как мне показалась, вечность. Наконец АДУ отпустило, АУАСП перестал звенеть - скорость растёт. Отходим от такой близкой земли.

Убираю шасси. Докладываю: 087, взлёт произвёл, задание. В эфире: Я же сказал, тишина в эфире!

200м - отключаю форсажи. Убираю закрылки.

Немного погодя: Кто доложил?

Говорю: 087, взлёт произвёл, задание.

Тишина!

Потом: 087, ваши действия?

Отошёл от точки, на курсе 350, 200 занял.

По заданию, вам ... канал.

Занял 200м. И сразу попал в совершенную жопу! Облачность, мелкая кучовка на высоте 150-400м, болтанка страшная, штурвал от почти полностью влево до почти полностью вправо, вертикальная скорость то +10-15, то -10-15. Мы в облаках и цель в облаках. Не полёт, а полный …..ц! А ещё и стрелять придётся.

Выключил насосы девятых баков, топлива-то навалом, а сливать пока страшно, чёрт его знает, что там впереди!

Перед полётом с Вагифом договорились о своих действиях. Т.к. постановщики помех поставят помеху частоте прицела только тогда, когда мы включим его, у нас будет в запасе буквально несколько секунд на всё про всё. Подпускаем цель до дальности 10-12км без включения прицела на излучение. Вагиф на "эквиваленте" (т.е. без излучения) начинает кнюпелем сканировать цель на этой дальности, я нажимаю кнопку пуска и держу её, а Вагиф в это время включает "высокое" на излучение. Дальность захвата и дальность пуска на этой высоте в ППС 8-10 км, т.е. то, что нам нужно, если «враги» (Ан-12ПП) не успеют поставить нам помеху.

Да: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги".

Штурман наведения: До цели 25, прямо по курсу, наблюдаете? Нет.

До цели 20 наблюдаете? Нет.

И так до дальности 12. Штурман наведения, да и, наверное, все на КП, «на рога встали» - экипаж цели не наблюдает!

Дальше все по намеченному плану: я зажал кнопку пуска, Вагиф включил на излучение – смотрю на прицел – жду цель, как вдруг по всему экрану сначала где-то на дальности 40-50км как будто прошёл мазок кистью жёлто-зелёного цвета, а затем весь экран засветился ровным жёлто-зелёным светом и только видно на экране, как Вагиф пытается всё же захватить цель на дальности, которую нам говорит КП, но немного с опережением их по дальности. Но... Пролетели мы "мимо кассы" .

10 км на таких скоростях сближения не дают времени для перехода на запасную частоту прицела, да и понятно, что и с нею всё было-бы также.

Отворот вправо. Доложил о выходе из атаки и скорее вверх из этой болтанки, за облака!

Гена Решетников уже подходит к полигону, начинают разворачивать и цель. Но и Гена пролетел мимо цели. Упала Ла-17 сама, без нашей помощи.

Иду в зону барражирования, сразу же сливаю топливо. Занял зону, доложил: Остаток 4000. Зашёл и сел. Весь полёт 32 минуты!

И вот тут-то на земле мне рассказали, как все схватились за …а, когда я оторвался с последней плиты и пропал в облаке пыли, каких-то взлетающих в воздух травы, досок, фанеры и ещё чёрте какого-то хлама!

На аэродроме прозвучала команда: Аварийный тягач, санитарка и пожарка в конец полосы, вертолёту готовность №1. Видимость была плохая, пыли было много, на запросы РП я не отвечал, что ещё мог подумать РП?

Мужики на ЦЗ уже сказали: Всё, …..ц! Отлетались! А потом все были удивлены, когда я доложил: 087, в воздухе, задание.

Узнав всё это, я ожидал огромных «люлей» (если не сказать хуже) от такой большой комиссии, как инспекция Министра обороны.

Но на разборе стрельб и подведении итогов, когда собрались все 3 полка стреляющих, меня заслушали, как и каждого стреляющего, с высокой трибуны похвалили за грамотные действия, констатировали, что Ту-128 в помехах в ППС на малой высоте полный ноль и с миром отпустили.

Правда, как потом рассказывали втихаря, ком.АП К……ук получил «внушение» за то, что не послушал тех доводов лётного состава, которые ему высказывали перед полётом о необходимости облегчения самолёта в таких температурных условиях. Кто-то из членов комиссии услышал от кого-то об этом разговоре и доложил генералу, председателю этой комиссии. Он сам, присутствуя на аэродроме, видел мой взлёт, поэтому был в курсе происшедшего.

А уже без нас (лётного состава), перед руководящими составами полков, участвующих в стрельбах, высказал К……ку всё, что он о нём думал - ведь не война всё-таки!

На следующий день вылетели домой в Амдерму, но «завернули» нас в Талаги, т.к в Амдерме не было погоды и пришлось ждать до 15 июня, о чём в общем-то и не жалели.

Вот такая история со взлётом в критических температурных условиях с максимальным взлётным весом и с полным вооружением.

На фото мы собрались куда-то далеко в Ледовитый океан. Все в ВМСК, а я один с «поплавками» — смелому хрен ли бояться! Просто в то время у меня пока не было ВМСК — поэтому и такой смелый (а куда деться!)