Давайте сегодня поговорим про книги? Я уверена, что широкий кругозор еще никому не помешал. А для художника так это и вовсе обязательно. Поэтому я регулярно стараюсь узнавать что-то новое — либо в сфере изобразительного искусства, либо истории искусств, либо в смежных областях. Одна из таких сфер, которая занимает меня в данный момент, о которой я искренне хочу узнать больше — это создание книг. Итак, рассказываю, что и почему я собираюсь читать по этой теме в ближайшее время.
Мой интерес к книгам неслучаен. Книги я любила всегда. Не только как источник информации или удовольствия. Мне нравится книга как материальный объект. Нравится держать ее в руках, перелистывать страницы, различать разные запахи типографской краски.
Не так давно мне даже посчастливилось участвовать в книжных проектах. Но именно тогда я поняла, как много я еще не знаю о книгах. И несмотря на то, что сейчас я не занимаюсь книгами, мне очень захотелось восполнить очевидные пробелы. Для этого я обратилась в первую очередь к классике.
1. Ян Чихольд «Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике»
Это, скорее, концептуальная книга, в которой Ян Чихольд, выдающийся типограф, дизайнер, преподаватель и писатель, делится своим видением того, какой должна быть по-настоящему хорошая книга. Это обязательное чтение для всех, кто так или иначе связан с издательским бизнесом. Чихольд спроектировал множество английских и швейцарских книг, его теоретические работы и опыт оказали значительное влияние на несколько поколений художников книги в Европе и Америке. Мне нравится его идеи долга и служения:
Работа художника книги очень отличается от работы художника-графика. Если последний постоянно ищет новые изобразительные средства, чтобы выразить свою индивидуальность, то художник-оформитель должен верно и тактично служить слову, не допускать, чтобы форма типографики была важнее текста или искажала его восприятие. Работа художника отвечает требованиям дня и редко живет долго (исключение составляют собрания графики), книга же должна быть долговечна. Цель художника-графика — самовыражение, а задача оформителя книги, осознающего свою ответственность и долг, — самоустранение. Тому, кто хочет «выразить дух своего времени» или «создать что-то новое», не стоит работать в области книги. В книжной типографике ничего нового, в строгом смысле этого слова, быть не может. Многовековые методы и правила создания совершенных книг не нужно улучшать, их нужно возрождать и применять, потому что в течение последнего столетия они все больше и больше забывались. Цель настоящего книжного искусства заключается в том, чтобы оформление идеально соответствовало содержанию книги, а к новизне и неожиданности должна стремиться рекламная графика.
Ян Чихольд «Облик книги»
Собственно, с помощью этой книги я хочу понять эти самые правила и законы. Научиться отличать хорошее книжное оформление от неудачного — не на интуитивном уровне, как это происходит сейчас, а ориентируясь в канонах.
2. Ян Чихольд «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера»
Еще одна книга Яна Чихольда, но уже, как мне пока кажется, более практическая и охватывающая более широкий круг тем. Впервые она была опубликована еще в 1928 году и стала манифестом современной типографики. Мне она интересна тем, что в ней рассматриваются разные типографские форматы, не только книги. Я надеюсь, что она даст мне как раз более широкое видение: чем форматы отличаются друг от друга, почему они должны создаваться по определенным принципам.
Задача этой книги состоит в том, чтобы выявить связи типографики с другими видами искусства, внести ясность относительно типографических элементов и современных требований к типографическому оформлению. Связь типографики с другими областями изобразительного искусства, прежде всего с архитектурой, существовала во все времена. Сейчас рождается новая, величественная архитектура, которая выражает сущность нашей эпохи. Человек, который понимает глубокое внутреннее сходство типографики и архитектуры, который смог проникнуть в сущность новой архитектуры, не сомневается в том, что будущее — за Новой типографикой, а не старой.
Ян Чихольд «Новая типографика»
Даже несмотря на то, что у меня есть подозрение, что многое из того, что пишет автор, не то чтобы устарело, но было переосмыслено и пересмотрено, я считаю, что мне обязательно нужно ее прочитать. Без этого понимание будет неполным. Это как фундамент. Чтобы рассуждать о новом, надо сначала изучить то, что было до возникновения этого самого нового.
3. Джеймс Феличи «Типографика. Шрифт, верстка, дизайн»
И еще одна книга о типографике, на этот раз более современная. Меня она привлекла тем, что в ней, с одной стороны, есть экскурс в историю, а с другой стороны, рассматриваются правила и тонкости профессиональной компьютерной верстки в наши дни. В этом я тоже хочу разобраться.
Правилам типографики несколько столетий, и за это время технологии сильно изменились, но цель у типографики осталась прежней — правильный выбор параметров набора текста и верстки, необходимых для приятного и плодотворного чтения. И хотя книга объясняет, как практически пользоваться современными компьютерными средствами, я писал в ней прежде всего о непреходящих истинах. Ссылки на конкретные программы сведены к минимуму (хотя возможности большинства программ принимались во внимание). Программы меняются, но уроки книги будут действительны и для 20-й версии любой вашей программы, как будто эта версия вышла только что.
Джеймс Феличи «Типографика»
Расскажите, а какие книги находятся в вашем списке чтения на ближайшее время? Это художественная литература, научно-популярная или прикладная?
Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)
Вам также могут быть интересны статьи: