Сериал "Тобол" (режиссер Игорь Зайцев) был снят по мотивам одноименного романа Анатолия Иванова еще в 2018 г., но на экраны вышел только в 2019, собрав довольно низкий рейтинг на "Кинопоиске" - всего 6,4 - и негативные отзывы критиков. Сам Анатолий Иванов был настолько обескуражен увиденным, что потребовал убрать его имя из титров.
XVIII век... Россия под властью Петра Великого переживает невероятный взлет. Расширяется территория государства, снова и снова возникает острая необходимость укреплять границы... Но снаружи - далеко не дружественные соседи, а внутри страны - множество нахлебников, использующих возможности эпохи в корыстных целях.
Плеяда звезд современного кино, красивейшие пейзажи Сибири, довольно эпичные сражения - и столько негатива? Чем не угодило это действо многим из тех, кто его увидел?
Признаюсь, мне было интересно следовать за ходом сюжета. И тем болезненнее было впечатление от очевидных недостатков фильма.
Куча исторических ляпов. В каком таком плену оказался царь Петр, что аж выкупать его пришлось?... Или буйная фантазия сценариста махом приравняла неудачу Прутского похода, когда русские вынуждены были откупаться от турок и уничтожать укрепления на Азове, к плену? Это ж одно и то же, да и серую и скучную историю из школьного учебника разукрасили!
Безобразно разорванный сюжет. Такое чувство, что режиссер задался целью изобразить "энциклопедию русской жизни" петровской эпохи, а в итоге получилась детская мозаика, из которой ее сопливый обладатель трехлетнего возраста потерял половину деталей. Вот камлает Айкони (Ян Гэ)- пытается приворожить возлюбленного. Шикарная пугающая мистическая сцена!!!! Вот раздавленная и униженная Айкони убегает из города и сражается в лесу с медведем. Вот Айкони, перекинувшись парой фраз с обезумевшим от любви украинским офицером, уплывает в закат.
Все, нет Айкони в фильме - сценарист забыл, что такая героиня вообще была. Зачем было вводить ее в сюжет, чтобы просто бросить на середине сериала, никак, ровным счетом никак не упомянув в конце, не связав ее линию с развязками линий главных героев??!!
То же самое с раскольницей Епифанией (Ксения Лаврова). Какое интересное развитие линии любовной страсти, помноженной на религиозный фанатизм, получилось бы, не устань сценарист прописывать эту сюжетную ветку. "А, надоело, пойду поем, а пока буфет не закрылся, избавлюсь от героини". Ну спасибо!
А, и еще совершенно детская, на уровне диснеевских мультиков, оценка противостоящих сторон - русских и джунгар. Джунгары по определению плохие, просто отвратительные, на уровне толкиновских назгулов. Ничего человеческого - пришли, убили-порубили, ушли. Вот и вся история.
Ну, а теперь, переведя дух, можно и похвалить этот злополучный псевдоисторический э(о)пус. Начнем...
Да, сюжет захватывает, сменяют друг друга лица, локации, события, битвы... каждая серия манит ожиданием следующей "Дальше, дальше!"
Потрясающий князь Гагарин! Тут и чванливая гордость, и изворотливый ум, и волчья хватка, и извечная циничная усмешка на лице - диапазон эмоций невероятно харизматичного Евгения Дятлова потрясает!! А уж как изящно его персонаж играет людьми - вот уж подлинный политик!
Жаль только уж очень однобоко в фильме представлена его деятельность - не только жадным взяточником был его исторический прототип, важные вещи для своего края успел сделать, да разве ж стоит это в фильме показывать - так и до греха недалеко: сценарий из развлекательной в философскую плоскость укатится, что с рейтингами будет!!!
Приятным открытием стал Илья Маланин - В фильме вымышленный персонаж Иван Демарин.
Спокойная сдержанная мужественность радует глаз, да и довольно интересная линия духовного взросления героя вышла - от почти подростковой горячности и бескомпромиссности к пониманию того, что на самом деле в жизни важно.
Весьма занятным вышел персонаж Семена Ремезова (Дмитрий Назаров) - чудаковатый "Леонардо да Винчи", наивный и смешной.
Правда, с чудаковатостью сценаристы явно переборщили, в результате чего вся обширная деятельность одного из крупнейших исследователей Сибири того времени словно уходит в тень, а на первом плане оказывается просто забавный дед.
А вот настоящей находкой сериала стала сюжетная линия пленного шведа Йохана Реннета.
Жесточайшая борьба с судьбой, злым роком, когда ты совсем один в чужой стране, да еще и враг, обращенный в раба. Отчаянные попытки выжить и собрать из обломков некое подобие счастья, когда каждый очередной удар снова обращает твою жизнь в прах - Андрею Бурковскому удалось передать все отчаянные метания этого удивительного персонажа, которому сочувствуешь, несмотря ни на что.
Остается только надеяться, что, сохранив умение завлекать внимание зрителя сюжетом, российские киноделы когда-то научатся писать внятные и логичные сценарии. "Но в это время прекрасное..." - как там дальше у классика?
Жду ваших комментариев! Буду рада новым подписчикам!
Почему фильм "Виват, гардемарины" не повторил успеха предыдущих серий