Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Почему в XIX веке женский костюм менялся быстро, а мужской - медленно?

Если мы посмотрим на портреты и иллюстрации XIX века, то увидим, как медленно меняется мужской костюм, и как головокружительно быстро - женский. Даже сам силуэт женского наряда кардинально менялся... иногда говорят, что каждое десятилетие, но на самом деле даже чаще. А уж об отделке, аксессуарах, причёсках и говорить нечего! Благодаря им порой можно датировать женский наряд с точностью едва ли не до года. При этом в мужской моде тоже, конечно, были перемены, но куда менее значительные. Почему?

До того на протяжении столетий мужчины одевались не менее ярко и нарядно, чем женщины! Носили бархат и шёлк, украшали себя драгоценностями и кружевами. Ну, те кто мог себе это позволить, конечно. И главным героем моды был мужчина-щёголь!

Филипп Купель с супругой, Шарль Антуан Куапель, 1742. (сс) Wikimedia Commons
Филипп Купель с супругой, Шарль Антуан Куапель, 1742. (сс) Wikimedia Commons

Однако... мир понемногу менялся. Уже в XVIII веке мужчины всё больше начинали ценить в одежде практичность и удобство. А "заниматься делом" становилось всё более приемлемым. Всё меньше и меньше будет оставаться и времени, и желания красоваться перед зеркалом .

Нет-нет, были, были те, кто продолжал это делать (можно вспомнить Евгения Онегина). Но всё же новый идеал мужчины, который тогда формируется - не аристократ, не франт, не праздный щёголь, а человек дела! Именно он становится главным героем моды.

Алексей Александрович Лобанов-Ростовский с женой, Александрой Григорьевной, Владимир Лукич Боровиковский, 1814. (сс) Wikimedia Commons
Алексей Александрович Лобанов-Ростовский с женой, Александрой Григорьевной, Владимир Лукич Боровиковский, 1814. (сс) Wikimedia Commons

Так что на рубеже XVIII и XIX веков происходит то, что ещё называют "Великим мужским отказом". Отказом от всего слишком нарядного и непрактичного. Линии мужских костюмов становятся чёткими и строгими, цвета - сдержанными. Долой бархат и кружева, да здравствуют сукно и шерсть! Можно сказать, родится предок нынешних деловых костюмов. Зато больше внимания станут уделять деталям! Так что по качеству ткани костюма и рубашки, расцветке жилета, узлу галстука, ширине манжет намётанный взгляд сможет отличить банкира или герцога от скромного чиновника (и с тех пор мало что изменилось).

Теодор Жозеф Жоне с дочерями, Франсуа-Жозеф Навез, 1832. (сс) Wikimedia Commons
Теодор Жозеф Жоне с дочерями, Франсуа-Жозеф Навез, 1832. (сс) Wikimedia Commons

А вот женская участь тогда всё ещё сводится к тому, чтобы быть женой и матерью. Не меньше, но и не больше. Однако реализовывать себя в чём-нибудь ещё хочется, правда? И вот мода служила именно такой отдушиной! Меняются стили в искусстве, появляются новые источники вдохновения, а женские наряды откликаются на все эти перемены.

И пусть человек обеспеченный уже не станет усыпать себя бриллиантами, как сделал бы это век назад - зато он может сделать это со своей женой! И жена становится выставкой достижений народного хозя... простите, своего мужа. Ну и дочерей - пока не выйдет замуж - это тоже касалось (хотя незамужние девицы одевались и скромнее).

Николай Иванович и Надежда Михайловна Бер, Василий Андреевич Тропинин, 1850.  (сс) Wikimedia Commons
Николай Иванович и Надежда Михайловна Бер, Василий Андреевич Тропинин, 1850. (сс) Wikimedia Commons

Вот и смотря на нас с портретов, а затем и фотографий той эпохи мужчины в строгих фраках и сюртуках, белых рубашках, в лаконичных шляпах. А женщины... Да не перечислить всего, что они перепробовали!

Ну а что ещё остаётся, если тебе больше ничего не разрешают делать?

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory