Найти тему
WHOLE LOTTA MUSIC

Twice As Nice

Мы живем во времена, когда новые альбомы стали выходить крайне редко. Фанам групп приходится ждать по 3-4 ( а то и больше) года новый релиз своих любимцев, которые куда больше заинтересованы в том, чтобы заработать как можно больше денег, исполняя один и тот же материал во время концертов. В 60-х и 70-х годах ситуация была совершенно иная. У большей массы популярных групп и исполнителей диски выходили практически каждый год, а то и дважды за год! Именно такие случаи, когда у группы или исполнителя за один год выходило сразу 2 пластинки, послужили поводом для составления этого списка.

10. Blue Cheer — Vincebus Eruptum | Outsideinside [1968]

Топ 10 открывают кислотные рокеры из Калифорнии «Blue Cheer» со своими первыми альбома, вышедшими в 1968 году.
За один год группе удалось выдать две нетленки, которые стали одной из отправных точек для многих хард-рокеров и металлистов будущих поколений. На альбомах группа продемонстрировал слушателям мощнейший саунд, насыщенный фидбэком и искажениями, который был во много раз тяжелее любой музыки, выходившей до 1968 года.
Основой этих дисков и всего звучания группы того периода стал психоделический блюз-рок, навеянный «Cream» и «Jimi Hendrix Experience». А то, как они обрабатывали известные поп- и блюз-стандарты, достойно самой высокой похвалы (каверов что на первом, что на втором альбоме хватает).
Критики никогда не любили «Blue Cheer», обосновывая это примитивностью их музыки. Совершенно выдающимися музыкантами их действительно нельзя назвать, но если не обращать на это никакого внимания, от их музыки можно очень сильно заторчать. Пожалуй, главным минусом этих альбомов является неважная запись — студийная аппаратура явна не была рассчитана на столь громоподобный саунд и частенько выходила из строя. Из-за этого второй альбом группе пришлось записать сразу в нескольких местах — хозяева студий не хотели мириться со столь варварским, по их мнению, обращением со студийным реквизитом. Кстати, не только аппаратура не выдерживала таких звуковых нагрузок. Гитарист группы Ли Стефенс после записи «Outsideinside» оглох и решил завязать с такой музыкой. Вместе с уходом Стефенса закончился и «Blue Cheer». Группа еще побарахталась пару лет, записывая посредственные альбомы, а потом окончательно скисла.

Лучшие треки: «Summertime Blues», «Out of Focus», «Parchment Farm», «Feathers from Your Tree», «Come and Get It», «The Hunter»

9. Black Sabbath – Black Sabbath | Paranoid [1970]

-2

Ну а теперь поговорим о хард-рок группе, которая в отличии от ребят с 10-го места, как говорится, смогла. Поговорим в частности о первых двух релизах.
Первые диски Саббат конечно сыроваты, но в них таится вся суть того, что позже назовут хэви-металлом. Жирнейшие гитарные риффы, фантастическая ритм-секция и… молодой Оззи Озборн.
Немного о музыкальной составляющей. Если на первом альбоме группа еще сохраняла примерно равный баланс между хард-и блюз-роком, то второй диск это уже практически целиком и полностью хард-роковое творение, слабые места на котором сложно найти. Да и не особо хочется! «Paranoid» - единственный альбом «Black Sabbath», сумевший возглавить британский хит-парад и считается наивысшим достижением группы. Диск вознес группу на звездный уровень, принеся им мировую славу. За десятилетия после выпуска, альбом стал семь раз платиновым в Великобритании и содержит несколько самых знаменитых песен «Black Sabbath».
Конечно одинаково сильными релизами «Black Sabbath» и «Paranoid» назвать нельзя, но если бы первый диск получился столь же монументальным, как и второй, первое место в этом списке однозначно было бы за Саббатами.

Лучшие треки: «Black Sabbath», «N.I.B.», «War Pigs», «Paranoid», «Iron Man», «Electric Funeral», «Fairies Wear Boots»

8. The Doors – The Doors | Strange Days [1967]

-3

Довольно часто первые два альбома группы становятся их лучшими творениями. Особенно в тех случаях, когда материал уже длительное время обкатывался на концертных площадках. В этих случаях первые альбомы были насыщены великолепно сыгранным и досконально продуманным материалом. Так случилось и с первыми релизами «The Doors». Невероятно большое количество шикарных песен, которые частенько попадали на сборники «The Best of».
Оба альбома достигали высоких мест в чарте Billboard (»The Doors» был вторым, «Strange Days» — третьим) и становились платиновыми. После такого стремительного взлета и приобретения культового статуса дела у группы пошли уже не так весело и бодро. «The Doors» так и не удалось переплюнуть самих себя и свои первые релизы, выпуская годные пластинки, но уже без такой концентрации хитовых композиций.

Лучшие треки: «Break On Through (To the Other Side)», «Soul Kitchen», «The Crystal Ship», «Light My Fire», «Back Door Man», «The End», «Strange Days», «Love Me Two Times», «Moonlight Drive», «People Are Strange», «When the Music's Over»

7. Led Zeppelin – Led Zeppelin | Led Zeppelin II [1969]

-4

Две первые «Led Zeppelin», взорвавший музыкальную индустрию по обе стороны Атлантики.
Конец 60-х выдался богатым на блюз-роковые релизы английских групп. Британская молодежь серьезно подсевшая на американский блюз боготворила группы вроде «Cream» и «Fleetwood Mac». «Зеппелин», взяв самое лучшее из мира блюза и соединив это с дикой энергией и мощью звука, явили миру нечто новое. Их первые альбомы вывели «Led Zeppelin» на ведущие роли в музыкальном мире всего за 1 год. Некоторые треки с этих пластинок группа играла на концертах на протяжении всех 70-х — они не теряли своей актуальности. Речь в первую очередь идет о «Whole Lotta Love», которую Atlantic Records ну прям очень хотела видеть в виде сингла.
Альбомы для своего времени звучат очень мощно. Это не просто блюз-рок. Это уже самый настоящий хард-рок, оказавший влияние на невероятно большое количество молодых групп, появившихся в 70-е.

Лучшие треки: «Good Times Bad Times», «Babe, I'm Gonna Leave You», «Dazed & Confused», «Communication Breakdown», «Whole Lotta Love», «What Is and What Should Never Be», «Heartbreaker», «Ramble On»

6. Yes – The Yes Album | Fragile [1971]

-5

1971 год стал прорывным для британских прогрессивщиков «Yes». Не в последнюю роль это произошло благодаря «свежей крови» в лице Стива Хау и Рика Уэкмена, для которых «The Yes Album» (для Хау) и «Fragile» (для Рика) стали дебютными в составе группы.
Обе пластинки открыли «Yes» дорогу на музыкальный Олимп. Это был их первый коммерческий успех, и как выяснилось позже, если б «The Yes Album» не продавался, Atlantic Records уже собиралась расторгать с ними контракт, разочарованная коммерческими неудачами первых двух альбомов.
Именно на этих пластинках группа стала значительно удлинять свои песни, доводя хронометраж. Как известно, на последующих альбомах это выльется в полотна длиною во всю сторону пластинки. Эти же песни стали основой для новой концертной программы «Yes».
Несмотря на два столь мощных релиза за один год, группа не выдохлась и выдала еще несколько шедевральных пластинок, заняв в результате почетное место в списке самых лучших групп 70-х годов.

Лучшие треки: «Yours Is No Disgrace», «Starship Trooper», «I've Seen Good People», «Roundabout», «Heart of the Sunrise»

5. Creedence Clearwater Revival – Bayou Country | Green River | Willy & The Poor Boys [1969]

-6

Ну а эти ребята умудрились за один год выдать сразу три великолепных релиза. Все три диска получились шикарными (за мелкими исключениями в виде парочки откровенно проходных композиций). За один год Джон Фогерти сочинил столько хитовых треков, сколько не удавалось сочинить за всю свою карьеру многим творившим в то же время группам. В противовес царившей повсеместно психоделии группа сделала свой выбор в сторону американского ритм-н-блюза. И эта «ставка» сыграла, сделав из группы звезд мирового масштаба.
Благодаря этим трем альбомам CCR стали одной из самых любимых групп американской публики, а такие треки, как «Born on the Bayou» и «Fortunate Son», стали настоящими гимнами 60-х. Любой художественный фильм, демонстрирующий события конца 60-х, в своем саундтреке обязательно будет иметь 1-2 композиции Криденс, причем чаще всего используются песни с дисков 1969 года.
В следующем 1970 году группа вновь выпустила 2 альбома, а затем…Джону Фогерти надоело зарабатывать деньги для продюсера группы Сола Зэнца.

Лучшие треки: «Born on the Bayou», «Proud Mary», «Keep on Chooglin'», «Green River», «Commotion», «Bad Moon Rising», «Lodi», «Down on the Corner», «It Came Out of the Sky», «Fortunate Son», «The Midnight Special»

4. The Beatles – Help! | Rubber Soul [1965]

-7

О Битлах столько сказано и написано, что стоит ли еще что-то добавлять? Группа третий год подряд записывала по 2 пластинки в год. Однако, сравнивая релизы «Beatles» 1965 года с предыдущими «дублями», пара «Help!» — «Rubber Soul» кажется куда интереснее.
«Beatles» никогда не были просто поп-рок группой «Британского вторжения», что выражалось в их творчестве. Однако уже начиная с «Help!» группа стала постоянно выходить за рамки того, что в то время называлось рок-музыкой. Значительное влияние на материал группы в то время оказали Боб Дилан и «The Byrds», наполнив обе пластинки фолк-мотивами. Помимо этого группа выросла и в плане написания текстов к песням, что многие опять же связывают с влиянием на Битлов поэта-песенника Дилана.
С «Rubber Soul» начинается более зрелая стадия творчества ливерпульской четверки. Применение необычных (на тот момент) для рок-музыки инструментов, усложнение текстовой составляющей песен — все то, что в результате привело к шедевральному «Сержанту». Альбом оказал огромное влияние на музыкальный мир того периода. По мнению основного автора группы «Beach Boys» Брайана Уилсона диск стал результатом желания создать не пару хит-синглов, нагрузив их проходными номерами для пластинки, а великий альбом «без проходняка». Диск настольно сильно повлиял на Уилсона, что в ответ на «Rubber Soul» была записан «Pet Sounds» — не менее великий концептуальный альбом.

Лучшие треки: «Help!», «You've Got to Hide Your Love Away», «Ticket to Ride», «I've Just Seen a Face», «Yesterday», «Drive My Car», «Norwegian Wood», «Michelle», «Girl», «In My Life», «Run for Your Life»

3. The Jimi Hendrix Experience - Are You Experienced | Axis: Bold As Love [1967]

-8

Еще один дебютный дубль. На сей раз от Джими Хендрикса. Альбом «Are You Experienced» по обе стороны Атлантики вышел с разными обложками и трек-листами. Каноном считается диск, продававшийся в Северной Америке — тут и облога запоминающаяся и самые известные треки начального периода творчества Джими. При составлении списка учитывался именно этот релиз.
Первый альбом Хендрикса стал настоящим откровением для музыкального шоу-бизнеса. Многие музыканты ходили на концерты группы Хендрикса, восхищаясь музыкой Джими. Что уж говорить об обычных фанатах.
Оба альбома являются одними из самых заметных релизов 1967-го года. Великолепное сочетание блюза и психоделии, куча хитов Хендрикса, собранных на 4 сторонах двух дебютных пластинок и, как результат, целиком и полностью заслуженное 3-е место в моем списке.

Лучшие треки: «Purple Haze», «Hey Joe», «Foxy Lady», «Fire», «The Wind Cries Mary», «Spanish Castle Magic», «Little Wing», «If 6 Was 9», «Bold as Love»

2. Bob Dylan – Bringing It All Back Home | Highway 61 Revisited [1965]

-9

Переломный год в творчестве Дилана. В 1965 году музыкант отошел от чистого фолка и протестных песен в сторону рока, блюза и «электрификации» своего саунда. Изменения в творчестве Дилана понравились далеко не всем. Во время выступления на Ньюпортском фолк фестивале Боба освистали во время его сета. Впоследствии Дилан заявил, что «наэлектризовал одну часть своей аудитории, при этом прибив током другую». Впрочем, музыкант после перехода на сторону «зла», простите, рок-музыки заимел куда больше фанатов, чем потерял. Да и разве могло случиться иначе после выхода столь крутых альбомов. Мне кажется было бы справедливым, если на последующих прессах этих альбомов была наклейка «Здесь начался фолк-рок». Дилан повлиял на кучу музыкантов и групп по обе стороны Атлантики. «Битлы», «Роллинги», Хендрикс — практически все ощутили на себе влияние пластинок Боба.
«Bringing It All Back Home» и «Highway 61 Revisited» вошли в так называемую «рок-трилогию» Боба Дилана, которая закончилась не менее фантастическим альбомом 1966 года «Blonde On Blonde». Кто знает, было бы продолжение у этой «трилогии», если бы Дилан не попал в аварию. После выздоровления музыкант двинулся совсем в другую музыкальную плоскость.

1. Uriah Heep – Demons and Wizards | The Magician’s Birthday [1972]

-10

И наконец вершина нашего списка.
«Demons and Wizards» и «The Magician's Birthday» стали 4 и 5 пластинкой в дискографии группы. К 1972 году группа все еще оставалась неизвестной для широкой аудитории, довольствуясь большой популярностью лишь на континентальной Европе. Однако все поменялось после выхода этих двух «магических» альбомов, переполненных музыкальным волшебством. Кен Хенсли, уже несколько лет и без того считавшийся главным сонграйтером группы, в 1972 году превратился в эдакий автомат по выдаче охренительных песен, которые и составили основу двух пластинок. Еще один немаловажный факт, повлиявший на успех группы в 1972 году, это наконец-то собранный идеальный состав музыкантов, который всего за несколько лет своего существования выдаст 4 потрясающие пластинки.
Сравнивая между собой «Demons and Wizards» и «The Magician's Birthday», сложно назвать лучший из них. По моему мнению «Demons and Wizards» чуть-чуть но лучше своего «брата». «The Magician's Birthday» задумывался как продолжение «Демонов и колдунов», концептуальный альбом, разрабатывающий тематику фэнтези. Кен Хенсли вообще хотел сделать из него самую смелую экспериментальную работу. Но группа во-первых, не согласилась, во-вторых пришлось делать его в спешке, в коротких промежутках между гастролями, когда было уже не до концепций. Однако эта быстрота удивительным образом не сказалась на качестве работы. Остается только аплодировать Хенсли и всей группе за проделанную работу и выпущенные столь короткий срок два гениальных альбомы.

Лучшие треки: «The Wizard», «Easy Livin», «Poet's Justice», «Circle of Hands», «Paradise», «The Spell», «Sunrise», «Spider Woman», «Rain», «Sweet Lorraine», «Tales», «The Magician's Bithday»