Найти в Дзене
код города #495

Фоторепортаж: все церкви собора Василия Блаженного, часть 2

Привет, друзья! Мы продолжаем путешествие в прошлое, рассматривая интерьеры церквей собора Василия Блаженного. Начало смотрите здесь.

Собор состоит из десяти самостоятельных храмов. Девять из них хороводом разместились вокруг центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

От одной церкви в другую мы переходим по внутренним галереям.
От одной церкви в другую мы переходим по внутренним галереям.
Церковь входа Господня в Иерусалим

Эта церковь расположена в западной части собора, ближе всего к стенам Кремля. Здесь традиционно проходили праздничные богослужения в Вербное воскресение.

Завершение у церкви - восьмигранный барабан, перекрытый сводом. Такие же по форме перекрытия у всех церквей, кроме центральной. Декор на стенах отсутствует; только побелка 17 века.
Завершение у церкви - восьмигранный барабан, перекрытый сводом. Такие же по форме перекрытия у всех церквей, кроме центральной. Декор на стенах отсутствует; только побелка 17 века.
Единственное украшение - этот нарядный иконостас, который перенесли сюда в 1770 году из собора Александра Невского. Собор находился в Кремле, его разобрали.
Единственное украшение - этот нарядный иконостас, который перенесли сюда в 1770 году из собора Александра Невского. Собор находился в Кремле, его разобрали.
"Шествие на осляти" - въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Здесь проводится параллель с торжественным въездом русских войск в Москву после взятия Казани.
"Шествие на осляти" - въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Здесь проводится параллель с торжественным въездом русских войск в Москву после взятия Казани.
Церковь Великорецкого образа Николая Чудотворца
Это южный придел, один из больших, направлен в сторону Москвы-Реки. В интерьере и на иконостасе масляная роспись 18-19 веков.
Это южный придел, один из больших, направлен в сторону Москвы-Реки. В интерьере и на иконостасе масляная роспись 18-19 веков.
Такие слюдяные фонари назывались "окончина". В 17 веке их выносили на улицу, когда шёл крестный ход. Их верхушки повторяют очертания собора.
Такие слюдяные фонари назывались "окончина". В 17 веке их выносили на улицу, когда шёл крестный ход. Их верхушки повторяют очертания собора.
Резной иконостас восстанавливали после сильного пожара в 1737 году. Лепной цветочный узор и золочение последний раз обновляли совсем недавно в 2006 году. Каменные плиты на полу - с конца 18 века (раньше пол был деревянным).
Резной иконостас восстанавливали после сильного пожара в 1737 году. Лепной цветочный узор и золочение последний раз обновляли совсем недавно в 2006 году. Каменные плиты на полу - с конца 18 века (раньше пол был деревянным).
Церковь Киприана и Иустины
Убранство церкви смотрится ярко и празднично благодаря масляной живописи, которая появилась здесь во второй половине 18 века. Парные хоругви (религиозные знамёна) были выполнены по специальному заказу.
Убранство церкви смотрится ярко и празднично благодаря масляной живописи, которая появилась здесь во второй половине 18 века. Парные хоругви (религиозные знамёна) были выполнены по специальному заказу.
В 2007 году после реставрации за счёт АО "РЖД" сцены из жития святых заиграли свежими красками.
В 2007 году после реставрации за счёт АО "РЖД" сцены из жития святых заиграли свежими красками.
Резной позолоченный иконостас конца 18 века, изготовлен специально для этой церкви.
Резной позолоченный иконостас конца 18 века, изготовлен специально для этой церкви.

Церкви зимой не отапливаются, везде очень холодно:) Раньше после праздника Покрова (1 октября) весь собор закрывали и богослужения там не проводились. Кроме церкви Василия Блаженного.

Церковь Василия Блаженного

Этот небольшой придел появился позже самого собора. Он не стоит на общем основании-подклете, поэтому доступ к церкви был круглый год.

Галерея у входа в церковь Василия Блаженного расписана цветочным орнаментом. Начиная с 17 века так стали украшать не только храмы, но и боярские хоромы и царские дворцы.
Галерея у входа в церковь Василия Блаженного расписана цветочным орнаментом. Начиная с 17 века так стали украшать не только храмы, но и боярские хоромы и царские дворцы.
Роспись в церкви самая "свежая": ей 120 лет.
Роспись в церкви самая "свежая": ей 120 лет.
Надгробию тоже чуть больше ста лет (предыдущее было уничтожено в Смутное время). Мощей Василия в раке нет, они захоронены в земле в этом самом месте.
Надгробию тоже чуть больше ста лет (предыдущее было уничтожено в Смутное время). Мощей Василия в раке нет, они захоронены в земле в этом самом месте.

Узнать больше о Василии Блаженном и почему его именем стали называть весь Покровский собор, можно здесь.

Церковь Трёх патриархов
В иконостасе присутствуют элементы стиля барокко, он был выполнен в середине 19 века.
В иконостасе присутствуют элементы стиля барокко, он был выполнен в середине 19 века.
Московские святители митрополиты Петр, Алексий и Иона. Икона 16 века.
Московские святители митрополиты Петр, Алексий и Иона. Икона 16 века.

Размеры большинства церквей более, чем скромные. Как же они вмещали всех желающих?

Дело в том, что собор никогда не был приходским (то есть, за ним не была закреплена какая-либо территория). Поначалу его могли посещать только участники Казанского похода, в честь которого Покровский собор и был построен.

Позднее это ограничение сняли, но регулярные службы в церквях не проводились. Богослужения проходили только в дни престольных праздников: на Троицу в Троицкой церкви, на Покров - в церкви Покрова.

Прихожане тогда заполняли все церкви и проходы между ними, при этом песнопения было слышно. Здесь отличная акустика благодаря голосникам - специальным полостям в стенах, которые очищают и направляют звук.
Прихожане тогда заполняли все церкви и проходы между ними, при этом песнопения было слышно. Здесь отличная акустика благодаря голосникам - специальным полостям в стенах, которые очищают и направляют звук.
Колокольня

Эта звонница стоит здесь с 1680-х годов. По форме напоминает центральную церковь "хоровода": четырехугольное основание, которое переходит в восьмигранный шатёр и маленькую маковку.

Морозный узор на окошке собора не скроет от нас праздничный вид колокольни: зелёная черепица, разноцветные изразцы на шатре. Хорошо видны арочные пролёты и колокола. Отверстия в шатре - это "слухи", усилители звука.
Морозный узор на окошке собора не скроет от нас праздничный вид колокольни: зелёная черепица, разноцветные изразцы на шатре. Хорошо видны арочные пролёты и колокола. Отверстия в шатре - это "слухи", усилители звука.

Мы обошли все церкви, пора возвращаться из прошлого в современность.

Осталось прикупить сувенир на память в магазинчике с самым лучшим видом.
Осталось прикупить сувенир на память в магазинчике с самым лучшим видом.
Покидаем собор через парадное крыльцо. Полюбуемся им снаружи напоследок:)
Покидаем собор через парадное крыльцо. Полюбуемся им снаружи напоследок:)

Друзья, спасибо, что составили мне компанию. Эта публикация заключительная в серии про Покровский собор.

Подписывайтесь на канал, здесь будет ещё много интересных историй. Ставьте лайк, если хотите читать похожие статьи.

Вся серия публикаций про Покровский собор:

Как на самом деле собор Василия Блаженного называется?

Почему собор Василия Блаженного -шедевр русской архитектуры?

Видео: подклет и потайная лестница Покровского собора

Видеотур по церквям Покровского собора

Путеводитель по церквям Покровского собора

Все церкви собора Василия Блаженного, часть 1