Украина и Грузия имеют много общего - в местной политике модно называть Россию агрессором, стремиться в ЕС и НАТО и пулять через границу туда-сюда лучшего президента-реформатора на постсоветском пространстве Мишико Саакашвили. В обеих странах не очень здорово идут дела с остатками советской экономики. И там, и там все активнее в бизнес на правах хозяев входят "зарубежные партнеры". На Украине наблюдательные советы, составленные из пресвященных западных граждан, уже командуют УкрОборонПромом, УкрПочтой, УкрЗалызницей ну и может я еще чего промышленного упустил - важна тенденция. В Грузии немножко иначе - Аджария, которая нам известна скорее по имени столицы региона - Батуми, час за часом отходит под крыло соседней Турции. Отели и сопутствующие мелкие бизнесы уже принадлежат туркам, турецкая речь здесь слышна и видна на вывесках едва ли не чаще, чем грузинская.
Ну а во внешней политике, как уже упомянуто, обе страны ориентируются на Запад. И украинцы, и грузины заполучили себе почти одновременно европейский "безвиз", усердно выполняют план ПДЧ НАТО и продолжают верить в собственную нужность там, где Солнце падает за море и горизонт. Добрые западные партнеры регулярно гладят по голове и тех, и других. Выражают озабоченности "российской агрессией", одобряют масштабность проведенных реформ и не спешат принимать в свою семью ни тех, ни других. Но есть и хорошие новости. На днях Тбилиси официально заявил о возобновлении грузинского самолетостроения. Ну как самолетостроении. Речь идет о том, что закрытый с распадом СССР Тбилисский авиационный завод начинает работы по реконструкции-восстановлению СУ-25. Эти технологии грузинами еще не утрачены.
Планируется ежемесячно запускать в небо по одному отремонтированному самолету. Для небольшой Грузии, у которой нет собственного производственного цикла строительства самолетов - весьма ощутимое достижение, полагаю. Так и до зарубежных контрактов недалеко. На рынке услуг по ремонту-модернизации когда-то советских самолетов есть вполне реальный спрос, тем более что кое-кто подутратил в этом деле репутацию. Речь об Украине опять-таки. 2018 год был ознаменован для этой страны не абы каким но скандалом. В общей сложности двенадцать машин должны были быть поставлены н службу ВВС Хорватии со стороны Украины. Речь о разных модификациях МиГ-21. Часть просто выкупали после ремонта, часть предоставляла сама Хорватия для модернизации. Ей самолеты достались в наследство от канувшей в лету ГДР. Киев сумел прогадить этот контракт. Репутация поставщика-ремонтника крепко подорвана.
Я понимаю, что в авиационном деле специалист из меня как из консервной банки подводная лодка, поэтому прошу прощения у моих читателей, разбирающихся в тонкостях авиационной науки и технике куда лучше меня. Догадываюсь, что ремонт Су-25 и МиГ-21 - затеи очень разные и технологии с запчастями в этом деле далеко не тождественные. Но если у грузин получится со своими самолетами, почему бы им не отбить часть рынка у украинцев? А между тем некоторые источники сообщают, что за весь прошлый год украинский авиапром сумел модернизировать до полного введения в эксплуатацию ровно ОДИН истребитель. Попутно перелопатили ровно ОДИН военно-транспортный самолет с российской авионикой из состояния готовности к полету, в один военно-транспортный самолет с авионикой американской до состояния неготовности к полету. Завершая вопрос украинских самолетов отмечу, что на службу ВМС (да-да, именно морякам-пограничникам) передан АН-2, конфискованный у контрабандистов. Будут использовать в тренировочных целях.
Да у Украины еще осталось кое-что летающее, в том числе и легендарная "Мрiя" АН-225 - самый большой транспортный самолет на планете в полутора экземплярах. Собранный советскими умельцами он все еще может удивлять человечков на земле своим прилетом - зрелище ведь действительно грандиозное. Есть у него и практическое применение - в минувшем году на нем из Китай в сторону Украины прилетели столь необходимые в эпоху пандемии защитные средства, кто правда на этом сколько украл-заработал доподлинно неизвестно. Но похвастать же можно? Второй экземпляр советские люди дособрать не успели, он так и стоит за ангаром голым фюзеляжем без крыльев. В новостях же украинские политики иногда заявляют, что этих самолетов у Украины два. Ну не то чтобы врут, правда?
Однако крест на способностях Украины к авиа-строению все еще не поставлен. И если Хорватия вряд ли вернется с заказами на Одесский авиационный завод, то американцы все еще доверяют местным компетенциям. Ну как доверяют - на завод передана технология по производству вертолётов Bell UH-1 Iroquois. Сама "птичка" разработана аж в 1952 году. Но в силу удачности конструкции до сих пор применяется в семи десятках стран мира, включая США и Германию. Планируется, что первый одесский "Ирокез" причешет своим пропеллером украинское небо к 30-летнему юбилею Дня Независимости Украины- 24 августа нынешнего года. Остается только пожелать удачи.
Ну и на этом у меня все. Если Вам было интересно - Вы знаете как "махнуть крылом", показывая этот факт.