Вы уже много раз тут видели аксиому о том, что фотография без света не имеет смысла.
Сегодня я ее уточню. Фотография без хорошего света не имеет смысла.
Но для того, чтобы начать говорить про свет, давайте выясним парочку важных моментов. Поговорим о динамическом диапазоне, а также вспомним о том, какие параметры съемки можно отрегулировать, чтобы получить качественную фотографию.
Динамический диапазон
Динамический диапазон - это характеристика устройства или системы, показывающая диапазон максимального и минимального возможных входных значений.
В фотографии динамический диапазон определяется яркостями картинки. Самый яркий - белый, самый темный - черный. Наш глаз отличается огромным, широчайшим динамическим диапазоном. Мы замечаем малейшие нюансы как на ярком солнце, так и в сумерках, а иногда и в темноте. Близка к нашему глазу по диапазону пленка.
Но цифровой фотоаппарат таким диапазоном не обладает. Там, где мы различим детали разной яркости, техника покажет однородно белую или черную область.
Чувствительность у современного профессионального цифрового фотоаппарата приблизительно в 2-3 раза ниже, чем у нашего глаза. А у обычного телефона или любительской камеры - в 4-5 раз.
Зачем нам это знать, скажете вы? Дело в том, что в солнечный день диапазон яркостей очень высок, и если фотоаппарат не может это передать - фотографии получаются грубыми и слишком контрастными. Попробовала продемонстрировать это на иллюстрации ниже. Здесь верхняя картинка с более-менее нормальным динамическим диапазоном, нижняя - с искусственно ограниченным. Ниже и выше определенных значений яркости просто черные или белые. Из-за этого на картинке черные и белые пятна вместо градаций теней и светов.
Поэтому, когда мы делаем фотографию, очень важно понимать, как именно солнечный свет будет на ней работать. Будет ли он нам помогать, создавая блики и тени, или только мешать.
Параметры съемки
Я писала о них в одной из недавних статей, а здесь напомню, что качество фотографии зависит (в частности) от количества света, попавшего в объектив. В конкретных погодных условиях мы можем менять параметры съемки для получения максимально качественного снимка.
- Если на улице вечер или тучи, скорее всего придется увеличить чувствительность (ISO). В солнечный день хватает 100, ближе к вечеру может понадобиться увеличить значение до 600-1000.
- Выдержка в солнечный день обычно минимальна, 1\1000-2000 с и менее, но чем темнее на улице, и чем сильнее прикрыта диафрагма - тем бОльшая выдержка может понадобиться. Но при выдержках больше 1\100 с (в целом это зависит от фокусного расстояния, но в данный момент подробности не принципиальны) у неопытных пользователей снимки могут получиться нерезкими из-за дрожания рук, а у опытных - из-за ветра.
- Диафрагму в солнечный день можно прикрыть почти до минимального значения, и все снимки будут с высокой глубиной резкости. Хотя, кстати, я всегда снимаю при диафрагме не больше 2.8, а чаще - меньше.
Очень важно при съемке настраивать параметры так, чтобы на фото не было абсолютно белых или черных областей. В автоматическом режиме фотоаппарат сам выставляет правильные значения экспозиции и диафрагмы. Если вы снимаете в ручном режиме, нужно обязательно включить режим показа пересвеченных областей или гистограмму.
Солнце высоко или низко?
Честно говоря, для иллюстрации съемки сада в солнечный полдень у меня почти не нашлось фотографий. Потому что стараюсь в такую погоду сад не снимать. Уж слишком высокий контраст, который мы можем и не замечать - но его заметит камера, а у нее, как мы выяснили, достаточно маленький динамический диапазон. Фотографировать можно, но осторожно, например, в тени, или там, где нет большого количества мелких деталей.
Именно при съемке на ярком солнце динамический диапазон очень важен - ведь как раз в солнечный день перепад яркостей максимален, от глубоких теней до ярких солнечных бликов.
Это все отнюдь не значит, что в солнечный день нельзя фотографировать! Просто именно сад, за счет большого количества пестрых деталей и зелени, сложен для фотографирования в таких условиях.
Например, море или горы на солнце могут получиться великолепно!
А вот закат или рассвет - это оптимальный и лучший свет для фотографа! Когда солнце у горизонта, его лучи более мягкие, контраст, соответственно, ниже, лучше видны детали и в освещенных, и в затененных местах.
Прямо или сбоку?
Если (даже на закате или на рассвете) солнечные лучи прямо освещают объект съемки (то есть из-за спины фотографа), фотографии получаются немного скучными и плоскими. Не просвечивают листья и лепестки, все залито равномерным светом, почти не видны тени. Но достаточно обычно просто подойти сбоку, чтобы картина поменялась кардинально - так можно увидеть часть листьев напросвет, а также игру света и тени.
Пасмурно или солнечно?
В тоже время, солнечный день (утро или вечер) практически всегда предпочтительнее для пасмурного.
Именно солнечные лучи (не спрятанные за облаками) подсвечивают и цветы и листья, создавая игру света и цвета.
А в пасмурный день залитые равномерным светом клумбы смотрятся хуже, чем могли бы...
На самом деле, идеальный вариант - это когда солнце светит сквозь легкую дымку или край облака, тогда сохраняются и тени и блики, но становятся мягкими и нерезкими.
Против всех!
Один из красивейших приемов, позволяющих делать отличные фотографии - съемка против света, в нашем случае - против солнца.
Когда солнце светит в объектив, можно получить контрастные силуэтные снимки, а можно, наоборот, нежные и размытые.
Я очень люблю снимать против света! Только желательно "спрятать" солнце за стволом дерева или подобной преградой, чтобы на фото не было пересвета. Но не всегда это нужно!
Помните, что именно свет - ваш лучший союзник в творчестве. Только надо учитывать, что он может не только помочь, но и навредить. Чтобы наладить с ним отношения, снимайте как можно больше, используйте разные ракурсы, пробуйте снимать в ручном режиме, и постепенно вы раскроете многие его тайны.
Еще мои статьи про фотографию
Уроки фотографии 1. Свет и диафрагма.
Уроки фотографии 2. Основные параметры съемки.
Уроки фотографии 3. Глубина резкости.
Уроки фотографии 4. Фокусное расстояние.
Фотографируем сад. Что такое хорошо, и что такое плохо.
Фотографируем сад. Особенности съемки в разную погоду.
Фотографируем сад. Что в кадре?
Сад в жизни и на фото: реальность или иллюзия? Сравниваем фотоаппарат и телефон.
Фотографируем сад. Как снимать весной ?
Фотографируем сад. Да будет свет!
Фотографируем сад. Как выбрать ракурс?
Мой канал называется "Хюгге на шести сотках". В переводе с датского "хюгге" - умение получать удовольствие от жизни. Я рассказываю о том, как сделать отдых и работу на даче радостью и удовольствием. Фотографирую сама. Красивый сад, простые в уходе растения, удобные клумбы - все, чтобы радовать себя и близких. Пишу о своем участке, который находится на западе Подмосковья.