Эдвард Кеннеди мечтал, чтобы у него было не менее девяти детей. Не удивительно — он сам был девятым в семье. Но его мечта не осуществилась. Из шести беременностей его жены Джоан лишь 3 закончились благополучно. 14 июля 1967 года родился младший ребенок Джоан и Эдварда — Патрик Джозеф. Имя сыну было дано в честь деда Эдварда Кеннеди по отцовской линии.
Маленький Патрик был очень мил и больше всего походил на мать. Правда, от отца у него тоже что-то было — но не слишком много. А еще он оказался рыжим, как и его дед Джо Кеннеди-старший. Почему-то рыжий цвет волос младшего Кеннеди очень веселил репортеров, и они писали, что он похож на лепрекона — ирландского гнома, исполняющего желания и одаривающего золотом. Не спрашивайте, почему они видели его так — для меня это до сих пор загадка.
Вот только с довольно раннего возраста выяснилось, что здоровье Патрика оставляло желать лучшего — астма. И временами приступы были такими тяжелыми, что спать без ингалятора Патрик не мог. Как правило, у его постели дежурила не мать, а отец, а у Джоан и так было много забот. Главным из них был страх за жизнь мужа. Увы, страх она пыталась побороть традиционным способом — с помощью алкоголя. Естественно, ни к чему хорошему это не приводило.
С весьма раннего возраста Патрик проявлял интерес к музыке. Его мать профессионально играла на фортепиано, да и отец в отличие от старших братьев классическую музыку любил (популярную, впрочем, тоже). Маленький Патрик хвостиком ходил за матерью и просил ее научить его играть на пианино, но она считала, что это умение не нужно мальчику из семьи Кеннеди.
Зато много времени младшему сыну уделял Эдвард Кеннеди. Это он рассказывал ему сказки, читал книжки, говорил с ним о политике и об океане, учил управлять яхтой, играть в теннис и футбол. В общем, не удивительно, что отец занимал в жизни Патрика очень большое место.
Патрику было 9 лет, когда его мать решила покинуть семью. Нет, никакого развода. Просто она заявила, что страх за мужа заставляет ее пить, поэтому, чтобы вести трезвый образ жизни, ей надо уехать. При этом она оставила не только мужа, но и детей. Патрику и его старшему брату и сестре она объяснила, что дом в Бостоне — это апартаменты мамочки, но не папочки.
Чтобы его дети не были лишены женского внимания, Эдвард Кеннеди обратился за помощью к Этель Кеннеди, вдове Роберта Кеннеди. Эдвард старался заменить ее детям отца. Этель пыталась заменить его детям мать. Младшие дети Этель и Патрик дружили, не слишком задумываясь, являются ли они родными или двоюродными.
В 1979 году Эдвард Кеннеди объявил, что намерен добиваться поста президента США, Джоан Кеннеди ненадолго вернулась в семью, а двенадцатилетний Патрик получил интереснейший опыт участия в избирательной кампании, а также журналистский опыт.
Каким образом?
Да самым простым. Патрик решил выпускать самодельный журнал о выборах. Пару раз его репортажи даже приобретали профессиональные журналисты, но все же заметили подростку, что его журнал несколько дороговат.
Выборы 1980 года закончились для Эдварда Кеннеди поражением, а в январе 1981 года супруги Кеннеди объявили, что намерены расторгнуть брак. Правда, у них возник спор из-за опеки над Патриком. Старшие дети были уже взрослыми, а вот Патрик — несовершеннолетним. В результате яростной схватки в суде супруги получили равные права на опеку подростка, но Патрик остался с отцом. Строго говоря, за 3 года раздельного проживания он отвык от матери и ему требовалось заново с ней знакомиться.
И, конечно, поскольку большую часть времени он проводил с отцом, то унаследовал и его увлечения — в том числе в политике.
Он был еще студентом, когда в 21 год был избран в Законодательное собрание штата Род-Айленд. Отец необыкновенно гордился сыном. Он вдруг обнаружил, что быть отцом юного депутата даже важнее, чем самому быть сенатором. Ему очень хотелось присутствовать на церемонии присяги сына, но Патрик сказал, что это нежелательно — он уже взрослый. Что ж, решение сына сенатор не оспаривал и отправился на отдых. Но через некоторое время Патрик позвонил отцу и все же пригласил на церемонию присяги. Эдвард Кеннеди бросил всё и отправился в Род-Айленд. Но когда через 14 часов он появился в квартире сына, тот огорошил его сообщением, что присутствовать на присяге не надо.
— Это что — шутка? — не понял тот.
Оказалось, что нет. Просто помощники сына полагают, что молодой законодатель должен демонстрировать самостоятельность.
В местном законодательном собрании Патрик проработал 2 года, а потом баллотировался в Конгресс США от штата Род-Айленд. В Конгрессе он проработал 14 лет. В 2000 году он даже раздумывал, не баллотироваться ли ему в Сенат США, но получение хорошей должности в Палате Представителей заставило его отказаться от планов попасть в Сенат. Во многом его интересы как законодателя были традиционны для семьи Кеннеди — вопросы доступности здравоохранения, в том числе в области умственных и психиатрических заболеваний, сотрудничество с различными этническими организациями, в том числе организациями индейцев...
Но вы ведь помните, что Патрик не отличался здоровьем? С раннего возраста ему выписывали довольно много лекарств, в том числе против бессонницы, седативные и болеутоляющие средства. Проблема заключалась в том, что многие из них вызывали зависимость и повышали риск возникновения других зависимостей. При этом некоторые из этих препаратов разрешено было (строго говоря, и сейчас разрешено) выписывать детям с 11-летнего возраста!
В 2006 году, находясь за рулем автомобиля, Патрик Кеннеди врезался в ограждение Капитолия. Полицейский решил, что он был в состоянии алкогольного опьянения. Патрик считал, что это результат приема выписанных ему препаратов. Кто-то видел, как перед этим он заходил в бар.
Разразился грандиозный скандал. Эдвард Кеннеди бросился на защиту сына, напомнив журналистам, что Патрик вообще-то принимал законно выписанные ему лекарства. Тем не менее суд решил, что конгрессмен проявил неосторожность при вождении машины под действием лекарств, а сам Патрик решил пройти лечение от зависимости.
Одним из последствий этого происшествия было то, что Патрик признал, что страдает от биполярного расстройства (другое название — маниакально-депрессивное расстройство). Суть его в том, что больной испытывает последовательные фазы от эйфории до депрессии. Между фазами идет период нормального состояния.
Эдвард Кеннеди не хотел, чтобы сын обнародовал эти данные, потому что очень хорошо представлял, какие проблемы это создаст Патрику. И, конечно, создало. Но Патрик считал, что молчать об этом становится все бессмысленней. Когда больные люди сидят как мыши под веником и боятся сказать о своих проблемах, потому что это считается постыдным — они не получают необходимой им помощи, а это бьет и по ним, и по обществу в целом.
В результате Патрик стал добиваться принятия законодательства, которое позволяло бы распространять медицинскую страховку на лечение психических заболеваний и зависимостей. И действительно добился своего. Хотя это было нелегко. Позднее он писал, что многие конгрессмены подходили к нему в перерывах заседаний, чтобы узнать, где можно лечить больных родственников или друзей, но когда приходило время голосовать — голосовали против законопроекта, т.к. боялись, что их сочтут заинтересованными в принятии подобного законодательства.
А еще он добился принятия Закона о позитивном старении, Закона об основах обучения, который учредил программу грантов для улучшения психического и эмоционального здоровья школьников, Закона о борьбе с посттравматическим стрессовым расстройством, Закона о лечении и поддержке лиц, осуществляющих уход за больными при болезни Альцгеймера и многих других. Он отстаивал идею, что защита здоровья граждан начинается с профилактики, что позволит бороться с болезнями на ранних стадиях, а не тогда, когда сделать уже мало что возможно.
В 2010 году Патрик решил более не баллотироваться в Конгресс и причиной этого была смерть отца от рака мозга. Как сказал один из его друзей: "Смерть отца разбила сердце Патрику. Трудно каждый день вставать и идти на работу туда, где твоего старшего партнера больше нет".
И все же жизнь продолжалась, и Патрик вновь вернулся к работе, но не как законодатель, а как общественный деятель. Он продолжал отстаивать идею исследований мозга для предотвращения психических и умственных заболеваний, основал Форум Кеннеди — некоммерческую организацию, занимающуюся вопросами психического здоровья, лоббировал в Конгрессе законопроекты, защищающие интересы пациентов и написал книгу "Общая борьба. Личное путешествие сквозь прошлое и будущее ментальных заболеваний и зависимостей".
А уж перечисление премий и наград, полученных им от всевозможных медицинских ассоциаций и фондов, заняло бы целый абзац.
Назову лишь несколько: премия Общества неврологов, премия Альянса Американской психиатрической ассоциации, премия Американского фонда по предотвращению самоубийств, премия Альянса в поддержку страдающим от депрессий и биполярного расстройства и многие другие.
А еще Патрик Кеннеди, наконец-то женился. Со своей будущей женой Эми — учителем истории — он встретился на конгрессе по психическому здоровью. Она была разведена, от первого брака у нее была маленькая дочь, у них оказались общие интересы и в результате через некоторое время Эми и Патрик вступили в брак. И, надо сказать, что супруги активно работают над исполнением мечты Эдварда Кеннеди. У них уже четверо общих детей: Оуэн Патрик Кеннеди (2012 г.), Нора Кара Кеннеди (2013 г.), Нелл Элизабет Кеннеди (2015 г.) и Маршалл Патрик Кеннеди (2018 г.).
В прошлом году Эми Кеннеди баллотировалась в Конгресс США от шт. Нью-Джерси. Она с успехом победила в демократической партии, но все же проиграла кандидату республиканцев.
Нельзя сказать, что в жизни Патрика Кеннеди все благополучно. Но так или иначе он продолжает двигаться вперед и вести активную просветительскую работу.
22 февраля этого года он объявил, что уже 10 лет ведет абсолютно трезвый образ жизни.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1
Путеводитель по каналу. Часть 2