Очередная Fall Among Guys или серьезный проект, который с нами надолго?
Valheim — это новый инди-хит, покоривший сердца миллионов геймеров. Вышедший в раннем доступе «выживач» про викингов уже ворвался в топ-10 по числу игроков онлайн в Steam за все время, а также продался тиражом в два миллиона копий за 13 дней. В чем секрета успеха? Будет ли Valheim забыта через пару месяцев, как Fall Guys и Among Us ? Давайте попробуем разобраться.
Valheim — это симулятор выживания, вдохновленный культурой викингов. Игроки оказываются в сказочном мире, разделенном на биомы. Герой в лохмотьях начинает свое приключение с поколачивания дерева кулаками для добычи ресурсов, а заканчивает великим воином в шикарной броне из шкуры волка — с собственным средневековым замком, фермой и парочкой личных драккаров. По описанию похоже на стандартный «выживач» в духе Rust . Так почему же игра настолько популярна, что мемы теперь делают о ней, а не о бедах Cyberpunk 2077 ?
Причин, кажется, две: качество и эффект неожиданности. Авторы не рекламировали Valheim и не обещали изменить представление о жанре. Они просто выпустили игру, которая стоит 435 рублей, предлагает десятки часов контента в раннем доступе, весит один гигабайт и запустится даже на бабушкином тостере эпохи Брежнева. Сарафан быстро разнес информацию о гибком геймплее и практически идеальном для раннего доступа техническом состоянии. Геймеры в очередной раз дали понять, что скромность и профессионализм являются залогом успеха. Но лишь частично. Главное — это качество. И у Valheim с этим все в порядке.
Задача игры сводится к превращению оборванца в великого воина
Новый «выживач» похож одновременно на все старые. Игроки вспомнят Minecraft , Terraria , Starbound , Rust и даже Fallout 76 . Игра удачно сочетает в себе множество идей именитых тайтлов, но при этом не нагружает новичков, опуская порог входа до минимума. Valheim интуитивно понятна и хорошо сбалансирована: новые рецепты, чертежи и геймплейные возможности открываются постепенно. Прогрессия органична и ощущается на протяжении нескольких десятков часов геймплея. Меч меняет дубину, драккар — плот, а вместо маленькой хижины уставшего викинга ждет замок.
Так в чем же тогда преимущество Valheim перед конкурентами? В грамотном балансе сложности. Например, герой не может умереть с голоду, но его прибьет неправильно срубленное дерево. Первое раздражает, второе — веселит. Игра многое упрощает. Нравится место, но на нем невозможно строить? Одним кликом викинг превращается в копателя и теперь может заниматься терраформингом земли. Рецепты появляются автоматически по мере нахождения новых предметов, а ошибки строительства можно легко исправить, разобрав постройку по частям.
Низкополигональная графика может выдавать красивые пейзажи
Valheim прощает многое, но не все. Например, если разжечь огонь в закрытом помещении, можно задохнуться, а битвы с боссами уже напоминают некоторым геймерам Dark Souls , несмотря на довольно примитивную боевую систему. Балансируя между казуальной «выживалкой» для новичков и хардкорным симулятором с процедурно-генерируемым миром, Valheim удается дать что-то фанатам и того и другого. Вкупе с небольшой стоимостью, локализацией (игра переведена даже на русский) и трансляциями популярных стримеров, неудивительно, что Valheim захотели попробовать два миллиона геймеров. Но перспективы у проекта туманны, и вот почему.
Какая же история о викингах без Валькирий
На данный момент официально в Valheim можно встретить пять боссов, но геймеры-одиночки рано или поздно столкнутся с еще одним — древним богом Гриндом. Чем дальше в дебри биомов пролезает игрок, тем больше ему требуется ресурсов, которые необходимо добывать, складывать в тележку и отвозить на базу. Тем больше сложностей его ждет в битвах с врагами и во время морских путешествий. Справиться с этим боссом поможет кооператив, но компания даже из двух человек откроет весь доступный контент довольно быстро и упрется в собственные «хотелки», которые разработчики еще не успели придумать. Уже сейчас игроки просят добавить биомы, врагов, постройки, рецепты и возможности, а прошло всего две недели с момента запуска. Это не делает игру плохой, ведь мы говорим о раннем доступе. Но приводит к любопытному заключению: прямо сейчас интерес к Valheim кажется спонтанным. Геймеры будто удивлены тем, что кто-то выпустил игру, которая… работает.
В кооперативе игра становится намного интереснее
Если проанализировать популярные отзывы в Steam , то можно заметить, что игроков удивляет возможность умереть от упавшего дерева. А также тот факт, что Valheim занимает лишь один гигабайт на жестком диске, предлагая огромное количество контента. Игроки настолько устали от обещаний крупных издателей сделать «все красиво», что измеряют механики в гигабайтах. Они готовы признать игрой года проект из раннего доступа, только потому, что в нем можно срубить дерево себе на голову, задохнуться от дыма и не увидеть тролля в T-позе. При этом не важно, что Valheim работает по давно изученным другими играми схемам и не привносит в жанр ничего нового, а также страдает от проблем с оптимизацией, несмотря на низкополигональную графику. Это же инди-проект за 400 рублей, что с него взять?
30 минут геймплея Valheim. Источник: Sorrowh
Триумф Valheim тесно связан с успехами Among Us и Fall Guys. Геймеры, разочарованные отсутствием крупных игр, а также качеством некоторых из них, ищут спасение в небольших инди-проектах, которые сделаны с душой. Конечно, через несколько недель 300 000 человек не будут строить дома из фекалий тролля и палок. Но этот внезапный успех показывает, что даже крупным разработчикам нужно стать проще. Геймеры не дураки и способны реально оценивать качество проекта без красивых маркетинговых заявлений. Пусть иногда это и превращается в ничем необъяснимый хайп-трейн.