Найти тему
Максим Мельников

О грехе винопития.

Церковное предание сохранило нам удивительную по своей назидательности повесть о некоем египетском пустынножителе, которому явившийся бес обещал, что не будет больше искушать его, если только он совершит один какой-либо из трех грехов: убийство, блуд или пьянство .

«Соверши, - говорил он, - какой-либо из этих грехов: убей человека, или сблуди, или один раз упейся, и дальше ты пребудешь в мире, после этого я не буду уже искушать тебя никакими искушениями». Пустынник же подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть и само по себе большое зло и заслуживает смертной казни как по Божию суду, так и по гражданскому. Совершить блуд — стыдно, погубить хранимую дотоле чистоту тела — гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно буду жить потом в пустыне». И вот, взяв свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в кормчую и упился. По сатанинскому действию, случилось ему беседовать с некой бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал с ним драться и, одолев его, убил.

Чего не сделал бы он, будучи трезвым, то сделал по причине пьянства. «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно уживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23; 29-32).

Незаметно в пьянице умирают все человеческие достоинства, разум помрачается: человек приобретает признаки бесноватого; развращается воля, толкая на поступки неразумные, свойственные бессловесным , сердце черствеет, становится неспособным чувствовать ни горе ближних, ни радость их, делая человека бездушным, подобно истукану.

"О мужи! Как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его; оно делает ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого, одним умом; и всякий ум превращает в веселие и радость, так что человек не помнит никакой печали и никакого долга... Люди, когда опьянеют, не помнят о приязни к друзьям и братьям, и скоро обнажают мечи, а когда истрезвятся от вина, не помнят, что делали" (2 Ездр. 3; 18-20; 22-23).

Древние мудрецы и современные ученые единогласно сходятся во мнении, что пьянство такое зло, которое захватывает все стороны человеческого бытия, разрушает его материальное благосостояние, физическое, умственное и нравственное.

Одуряющие и опасные для нравственности свойства вина впервые стали известны людям через оплошность и неопытность Ноя, который, не зная качеств, коими обладает выжатый из винограда сок, неумеренно его испробовал и опьянел (Быт. 9; 20-21).

Впоследствии люди стали сознательно использовать качества вина в целях самозабвения (1 Цар. 25, 36-37; 3 Цар. 16, 9). Но вскоре виноградное вино показалось слабым, и появились другие опьяняющие напитки (Ис. 5; 22), которые получили самое широкое распространение, как средство для "расширения человеческой личности".

Забыли люди Бога, сказавшего через апостола, что пьяницы не могут наследовать Царствия Божия (1Кор. 6, 10). Но говорят, желающие оправдать свои страсти: "Зачем же Бог, Который всем хочет спастись, создал вино, губящее людей? Не было бы вина, не было бы пьянства".

Несправедливо такое обвинение, ибо вино само по себе благо, как созданное Благим и назначено целомудренным к облегчению в немощи (1 Тим. 5; 23). Оно соделалось орудием невоздержания по причине невоздержания. Неумеренность уничтожает происходящую от вина пользу.

Святые Отцы учат нас не вину приписывать зло, а развращенной и уклонившейся к нечестию воле.

«Не вино, а пьянство — дурное дело. Оно может притупить чувства и помрачить разум. Будем воздерживаться от пьянства; не говорю: будем воздерживаться от вина, но: будем воздерживаться от пьянства: не от вина происходит пьянство, — ибо вино есть создание Божие, а создание Божие не причиняет ничего худого, — но порочная воля производит пьянство».

Итак, в алкогольных напитках большая часть человечества открыло для себя источник убийственных наслаждений и до сих пор прибегает к их помощи, извратив свое влечение к Бесконечному.

БЛАГОДАРЮ, ЧТО ПРОЧИТАЛИ МОЮ СТАТЬЮ!