Со временем на Руси ситуация меняется. Появляются иные цели образования, иные принципы и методы в его постановке. Со второй половины XVI века начинается отход от прежнего типа образования, в связи с изменением самих принципов церковной и общественной жизни. Проще говоря, начался процесс оскудения духовной жизни. Не вникая в причины этого явления, необходимо отметить, что задачей образования теперь становится не воссоздание человека в его первозданной красоте, не уподобление Христу и соединение с Ним, а приобретение формальных, теоретических знаний, безотносительно к нравственному состоянию человека. Духовное совершенство заменяется многознанием. Образование приобретает не без влияния Запада все более рационалистический характер.
Цель западного типа образования состояло не в том, чтобы сделать человека совершеннее, а в том, чтобы дать ему как можно большую сумму знаний, независимо от полезности их для духовной жизни. Во главу угла такого образования полагаются исключительно земные интересы и профессионализм. В связи с этим меняется постановка образования и сами ее принципы. Учитель начинает пользоваться не авторитетом своего духовного совершенства, а авторитетом многознания. Основным принципом обучения является схоластика, отличающаяся своей оторванностью от реальной жизни. Владимир Даль, давая определение схоластике, характеризует ее как сухое, тупое, безжизненное направление.
В педагогике это проявляется в стремлении не столько научить осмысливать явления, как собственной духовной жизни, так и явления внешнего мира, не столько ориентировать на жизненном пути, сколько просто сообщить некоторые пассивные знания об этом. При схоластическом подходе педагогика не ставит задачи целостного развития личности или воспитания духа, она лишь передает в определенной системе уже имеющийся в человечестве багаж. Основным методом, которым пользуется педагогика, является метод принуждения. Так возникли школы с их классами, оценками, знаниями, степенями и все чаще, с педагогами не ведущими никакой духовной жизни и даже не знающими ее.
К чему привел такой тип образования у нас в России, красноречиво показывает история. У нас нет оснований идеализировать картину российского образования XIII-XIX в. и безумно копировать модель дореволюционной школы, как духовной, так и светской, так как эти школы привели к страшным последствиям. Причина та, что духовные, а затем и светские школы организовывались по образу и подобию школ европейских, давно отошедших от христианских принципов.
Это отмечали лучшие люди того времени и призывали к изменению самой системы воспитания. Но никто тогда не слушал, и до сих пор не прислушивается, к их гласу. Св. Феофан Затворник (1815 - 1894) с грустью констатировал тот факт, что в школьное воспитание были допущены нехристианские начала, которые портили юношество и воспитывали в них антихристианский дух. Еще тогда он говорил, что если не изменится образ воспитания, то это приведет к плачевным результатам.
Живший в то же время св. Игнатий Брянчанинов (1807 - 1867) писал подобное:
«Какое христианское образование найдем в России? В простом народе, наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме, - от чего родились расколы; - недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных. Этот же недостаток в обществе образованном: к нему присоединяется небрежение к форме, странно-соединенное с врожденным, усвоившимся уродливым уважением к этой же самой форме. – Вы встречаете человека образованного нынешним образованием, заимствованным из развращенной Европы, умеющего разшаркаться, извергнуться, быть ловким на бале, в дипломатическом салоне, имеющаго о всех предметах кое-какой, свой, по большей части безтолковый толк; - Вы находите в нем по отношению к религии неверие, скептицизм, и, внезапно, рядом возле философского скептицизма Европы грубое суеверие, предрассудок глупый и смешной избы русской; он ни за что не сядет тринадцатым за стол, - чрезвычайно обеспокоится, когда соль будет просыпана, - оплевывается на все стороны при встрече с попом или монахом. В человеке, который хвалится своим разумом – две крайности, две пропасти погибельные: неверие и суеверие! Где ж вера чистая, святая? – Ее нет ни в слепых односторонних приверженцах формы, ни в превозносящемся разуме и премудрости человеческой, разуме и премудрости падших, отверженных Богом».
Об этом же скорбел и Св. Филарет митр. Московский, говоря, что «теперь трудно возвратить от глупых распутий тех, кто более других имеют притязания на просвещение».
И, можно добавить от себя, что чем быстрей и дольше будет идти человек, выбрав неправильное направление, тем дальше он будет от истинной цели и тем труднее ему будет возвратиться назад и встать на правильный путь.
В современном образовании вообще отсутствует сама постановка вопроса о цели и смысла жизни. Все внимание обращено на лучшее обустройство своего номера в земной гостинице до тех пор, пока из него не выселят. Бессмысленность этого положения ощущается каждым.
В связи с этим необходимо отметить то обстоятельство, что светская школа постепенно приходит к сознанию того, что без высшего идеала, требуемого душой человеческой, ее бытие пришло в упадок, особенно в отношении духовного влияния учителя. Как кто-то справедливо заметил, что образование без основы своей, т.е. без "образа" стало безобразным, не соответствующим идее образования, а именно, формированию личности по заданному образу. Нужно постепенно возвращаться к традиционному образованию - единственно верному, соответствующему идее образования.
Православие - единственный источник тех вечных духовных ценностей, в которые человек лишь и может обрести и подлинную цель образования, и истинные блага.
БЛАГОДАРЮ, ЧТО ПРОЧИТАЛИ МОЮ СТАТЬЮ!