Найти в Дзене
Максим Мельников

Современное образование.

Со временем на Руси ситуация меняется. Появляются иные цели образования, иные принципы и методы в его постановке. Со второй половины XVI века начинается отход от прежнего типа образования, в связи с изменением самих принципов церковной и общественной жизни. Проще говоря, начался процесс оскудения духовной жизни. Не вникая в причины этого явления, необходимо отметить, что задачей образования теперь становится не воссоздание человека в его первозданной красоте, не уподобление Христу и соединение с Ним, а приобретение формальных, теоретических знаний, безотносительно к нравственному состоянию человека. Духовное совершенство заменяется многознанием. Образование приобретает не без влияния Запада все более рационалистический характер.

Цель западного типа образования состояло не в том, чтобы сделать человека совершеннее, а в том, чтобы дать ему как можно большую сумму знаний, независимо от полезности их для духовной жизни. Во главу угла такого образования полагаются исключительно земные интересы и профессионализм. В связи с этим меняется постановка образования и сами ее принципы. Учитель начинает пользоваться не авторитетом своего духовного совершенства, а авторитетом многознания. Основным принципом обучения является схоластика, отличающаяся своей оторванностью от реальной жизни. Владимир Даль, давая определение схоластике, характеризует ее как сухое, тупое, безжизненное направ­ление.

В педагогике это проявляется в стремлении не столько научить осмысливать явления, как собственной духовной жизни, так и явления внешнего мира, не столько ориентировать на жизненном пути, сколько просто сообщить некоторые пассивные знания об этом. При схоласти­ческом подходе педагогика не ставит задачи целостного развития личности или воспитания духа, она лишь передает в определенной систе­ме уже имеющийся в человечестве багаж. Основным методом, которым пользуется педагогика, является метод принуждения. Так возникли школы с их классами, оценками, знаниями, степенями и все чаще, с педагогами не ведущими никакой духовной жизни и даже не знающими ее.

К чему привел такой тип образования у нас в России, красноречиво показывает история. У нас нет оснований идеализировать картину российского образования XIII-XIX в. и безумно копировать модель дореволюционной школы, как духовной, так и светской, так как эти школы привели к страшным последствиям. Причина та, что духовные, а затем и светские школы организовывались по образу и подобию школ европейских, давно отошедших от христианских принципов.

Это отмечали лучшие люди того времени и призывали к измене­нию самой системы воспитания. Но никто тогда не слушал, и до сих пор не прислушивается, к их гласу. Св. Феофан Затворник (1815 - 1894) с грустью констатировал тот факт, что в школьное воспитание были допущены нехристианские начала, которые пор­тили юношество и воспитывали в них антихристианский дух. Еще тогда он говорил, что если не изменится образ воспитания, то это приведет к плачевным результатам.

Живший в то же время св. Игнатий Брянчанинов (1807 - 1867) писал подобное:

«Какое христианское образование найдем в России? В простом народе, наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме, - от чего родились расколы; - недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных. Этот же недостаток в обществе образованном: к нему присоединяется небрежение к форме, странно-соединенное с врожденным, усвоившимся уродливым уважением к этой же самой форме. – Вы встречаете человека образованного нынешним образованием, заимствованным из развращенной Европы, умеющего разшаркаться, извергнуться, быть ловким на бале, в дипломатическом салоне, имеющаго о всех предметах кое-какой, свой, по большей части безтолковый толк; - Вы находите в нем по отношению к религии неверие, скептицизм, и, внезапно, рядом возле философского скептицизма Европы грубое суеверие, предрассудок глупый и смешной избы русской; он ни за что не сядет тринадцатым за стол, - чрезвычайно обеспокоится, когда соль будет просыпана, - оплевывается на все стороны при встрече с попом или монахом. В человеке, который хвалится своим разумом – две крайности, две пропасти погибельные: неверие и суеверие! Где ж вера чистая, святая? – Ее нет ни в слепых односторонних приверженцах формы, ни в превозносящемся разуме и премудрости человеческой, разуме и премудрости падших, отверженных Богом».

Об этом же скорбел и Св. Филарет митр. Московский, говоря, что «теперь трудно возвратить от глупых распутий тех, кто более других имеют притязания на просвещение».

И, можно добавить от себя, что чем быстрей и дольше будет идти человек, выбрав неправильное направление, тем дальше он будет от истинной цели и тем труднее ему будет возвратиться назад и встать на правильный путь.

В современном образовании вообще отсутствует сама постановка вопроса о цели и смысла жизни. Все внимание об­ращено на лучшее обустройство своего номера в земной гости­нице до тех пор, пока из него не выселят. Бессмысленность этого положения ощущается каждым.

В связи с этим необходимо отметить то обстоятельство, что светская школа постепенно приходит к сознанию того, что без высшего идеала, требуемого душой человеческой, ее бытие пришло в упадок, особенно в отношении духовного влияния учителя. Как кто-то справедливо заметил, что образование без основы своей, т.е. без "образа" стало безобразным, не соответствующим идее образования, а именно, формированию личности по заданному образу. Нужно постепенно возвращаться к традиционному образованию - единственно верному, соответствующему идее образования.

Православие - единственный источник тех вечных духовных ценностей, в которые человек лишь и может обрести и подлинную цель образования, и истинные блага.

БЛАГОДАРЮ, ЧТО ПРОЧИТАЛИ МОЮ СТАТЬЮ!