Найти тему
Максим Мельников

Православие и образование.

Отрадно видеть, как после десятилетий насильственной атеизации нашего общества миллионы людей получили возможность беспрепятственно изучать и исповедовать свою веру, свои религиозные убеждения, без которых не может обойтись не одно разумное существо.

Бог, по слову апостола Павла, произвел весь род человеческий с той целью, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас; ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17, 26-28).

В каждого человека вложено непреодолимое влечение к Своему Создателю и это влечение, названное в Писании жаждою (Пс. 41;3) не возможно заглушить никакими насильственными способами. Не смогли добиться этого и атеисты, не смотря на тотальный режим, который они установили в нашей стране. Жажда веры и интерес к религии оставался у большинства людей всегда. Когда атеизм перестал насаждаться силой, то он почти полностью исчез за считанные годы, а люди, получив свободу, потянулись ко всему религиозному и духовному.

Но, к сожалению, в период насаждения безбожной идеологии была совершенно утрачена как церковная культура, так и традиции духовного воспитания. В связи с этим многие по неопытности своей увлеклись и продолжают увлекаться лжедуховностью, не зная предостережения св. апостола Иоанна Богослова, что не всякому духу нужно верить, но должно испытывать их, от Бога ли они (1Ин. 4;1).

Эта же ложная духовность проникает и в учебно-образовательные учреждения, так как в них совершенно утрачены традиции православного духовного воспитания. Впрочем, необходимо пояснить, что в понятие православной традиции входит не действие по уже сложившимся правилам или формам, а творческая жизнь в духе православия.

Сохраняющий традиции православия не копирует внешние ее проявления, а, проникаясь духом истины, вечной и неизменной в существе своем, порождает новые формы жизни в зависимости от окружающих условий.

Поэтому желающему восстановить утраченные традиции необходимо вдумчиво изучать прошлое, стараясь понять, что именно из наследия прошлого нужно продолжить, а от чего следует отказаться, как неполезного, чуждого и противного духу.

Во всяком случае, какая бы ни была педагогическая система, она должна обладать четкой национальной спецификой, отражающей, так сказать, «душу народа». Душой народа русского всегда было православие, явившееся той почвой, из которой выросла такая богатая и неповторимо красивая по своеобразию своему русская культура.

Лицо - зеркало души, и Российское образование должно иметь «свое лицо»; должно базироваться в первую очередь, на русской культуре, а значит и на православных традициях.

Любая система образования включает в себя две составляющие: информационную и воспитательную. В первом случае передается определенный объем информации, а сам процесс научения сводится к решению вопросов: Чему учить? И как учить?

От решения этих вопросов зависит содержание и метод всего обучения. Правила же воспитания выводятся из представлений о человеке и цели его существования. Бессмысленными останутся вопросы – чему учить и как учить – пока не будет дан ответ на вопрос: зачем учиться? От ответа на последний вопрос прямо зависят и задачи, и принципы, и методы, и само содержание любой педагогической системы.

Если посмотреть на историю образования в России, то можно увидеть различные подходы к проблеме образования, различные принципы его постановки которые исходили из понимания того, что для человека является самым важным, и каковы смысл и цель его существования.

В древности на Руси не было специальных учебных заведений. Со времен Крещения Руси образование давалось по-иному: в иных условиях, на иных началах и иными средствами. Центрами образования являлись в первую очередь храмы и монастыри. «Попови, что есть иное дело, разве учения», - говорили на древней Руси. Немалую роль в отношении «книжного учения» играли великокняжеские дома, где содержались библиотеки. Существо и цель древнерусского образования можно определить, исходя из этимологии самого слова «образование», корнем которого является слово «образ», указывающее на наличие идеала, который необходимо раскрыть в человеке.

По учению христианскому самым важным преимуществом человека в ряду прочих созданий Божий является то, что Творец благоволил украсить его Своим образом и подобием (Быт. 1;26). По объяснению святоотеческому образ Божий находится в самой природе нашей души, в ее высшей духовной или словесной силе (в духе, в уме) и в ее главных способностях: мыслительной (познавательной), чувствующей (эмоциональной) и желательной (деятельной); проще говоря, в уме, сердце и воле, а подобие - в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил человеком.

Как говорит епископ Феофан Затворник:

«Образ Божий состоит в естестве души, а подобие – в свободно приобретенных ею Богоподобных качествах».

Это означает, что существо человека есть снимок, портрет (фотография) с Существа Божия, но этот снимок или портрет нужно усовершать, добиваясь большего сходства; усовершать этот образ в его оттенках до уподобления Первообразу.

Очевидно, что полноту сходства с Первообразом составляют образ и подобие сопряженные вместе. С утратой или искажением подобия, т.е. душевных свойств, нарушаются все достоинства образа. С падением праотцев грех исказил в человеческой природе Божественное подобие, сделав тем самым непотребным и сам образ.

Красота подобия, состоящая из совокупности всех добродетелей, осквернена теперь страстями. По падении все силы души разрознились и начали бороться и препираться между собой. Беспорядочно мятутся в человеке и мысли, и чувства, и желания, претендуя на самостоятельность. Нарушился принцип гармонии сил и частей в человеческой природе.

Итак, Православие призвало падшее человечество к восстановлению этой гармонии, положив в основу образования и воспитания принцип гармоничного развития личности. Но оно не только призвало, а и дало реальные силы к осуществлению этого.

БЛАГОДАРЮ, ЧТО ПРОЧИТАЛИ МОЮ СТАТЬЮ!