Найти тему

Дети в храме, дети и молитва

Франц фон Дефреггер "Молитва перед трапезой"
Франц фон Дефреггер "Молитва перед трапезой"

Сложно делать что-то, не имея никакого личного опыта в этом делании. Сложно идти куда-то, не очень зная, как. Но надо.

Мы, родители, бабушки и дедушки, воспитывающие детей с рождения в Церкви, не знаем, что сделать для того, чтобы они остались в Ней навсегда. Мы желаем этого всем сердцем, мы молимся и надеемся, что найденная нами жемчужина останется и у них. Но никто не знает, как сложится жизнь: характер и путь у каждого свой, уникальный.

• Дети любят храм и богослужение. Душа каждого человека-христианка, так говорят святые отцы. А дети воспринимают мир утонченнее взрослых. И тянутся к своему Творцу.

• Дети не всегда отличаются усидчивостью и «устойчивостью», и в зависимости от возраста и темперамента могут вести себя по-разному. Поэтому основная задача нас, взрослых, пришедших в храм с детьми—создать условия, комфортные как для детей, так и для остальных молящихся в храме. При этом важно не ругать и не отчитывать ребенка за шумное поведение, это может (к огромному сожалению) напугать и отвратить его от хождения в храм. И это касается как родителей, так и окружающих.

-2

Крест настенный с молитвой

•  Дети крайне болезненно могут воспринимать замечания от незнакомых взрослых, особенно в храме. Конечно, сложно бывает молиться под детское хождение или крики, но лучше просто отойти в другое место.

• Я знаю грустную историю про молодых родителей, получивших замечание от женщины, которой крики шестимесячной девочки помешали слушать проповедь: после этого замечания они перестали ходить в храм (и причащать дочку). Совсем.

• Молитва — дар, редкий плод сосредоточенности, собранности и любви. Если с любовью у детей обычно все замечательно и в избытке, то с сосредоточенностью сложнее гораздо. Кто-то из детей в храме играет, кто-то тихо сидит, кто-то собирает с подсвечников догорающие свечки, а кто-то просто не может устоять на одном месте.

-3

Подсвечник "Райские птицы"

• Храм — Дом Божий. Мы приходим не к себе домой, а на богослужение,и учим этому детей. Мы ведем себя в храме почтительно, и дети это видят. Мы стараемся показать им красоту богослужения, мы участвуем в Таинствах, и таким образом наши дети и внуки понимают, что они пришли в храм вместе с нами не просто постоять и посмотреть, не послушать приятное пение и успокоиться, но помолиться, прославить Господа, попросить о чем-то очень важном. И — самое главное — принять участие в ТАИНСТВАХ. Не остаться сторонними наблюдателями. Но получить огромную радость и благодать!

• Дети остаются детьми. И часто не могут долго удерживать внимание. Поэтому им можно позволить и поиграть, но не в игрушки, конечно, и не в шумные игры. Один священник разрешал своей резвой и любознательной дочке, которой в глубоком детстве было трудно усидеть на месте всю службу, складывать «колодца» из свечных огарков. Разумеется, все нужно потом тщательно убрать и оставить в храме, потому что в храмах остатки от свечек с большим почтением собирают и отдают на переплавку, чтобы получить новые.

• Полезные привычки сами по себе не появляются. Важно обсуждать и проговаривать с ребенком, зачем мы идем в храм, что мы там будем делать, говорить про внутреннее убранство храма и значение происходящего на богослужении. Ему будет интересно.

• Делай, что дόлжно, и будь, что будет! Беря ребенка с собой в храм, мы делаем очень важное дело. Мы приводим его к Источнику Воды Живой. И мы верим, что однажды он пойдет этим путем сам.

-4

Икона-складень. Спас Нерукотворный. 17 век

Автор: Потехина Александра