Случилось это в 1970 году. В Астрахани вспыхнула холера. Число заболевших перевалило за тысячу, был объявлен карантин. При холере умирало обычно до 27% заболевших,в основном от обезвоживания, а в Астрахани удалось избежать летальных исходов.
Туда в качестве специалиста отправили Виктора Васильевича Малеева , который занимался растворами для восстановления электролитного баланса. В Астрахани все врачи боялись заразиться и ходили в противочумных костюмах. Первым отказался от такой защиты Валентин Иванович Покровский. Он до этого был в Бангладеш и видел, что в этом нет необходимости. Холера ведь не передается воздушно-капельным путем. Да, нужно мыть руки, следить, чтобы капельки зараженных жидкостей на тебя не попали. Но не более того. Вслед за Покровским все постепенно поснимали противочумные костюмы.
В помощь Малееву срочно прислали сотрудников аптечного института. Они помогли быстро разработать рецептуру растворов и изготовить их. Одной больной пришлось влить аж 120 литров раствора за одни сутки. Она хорошо перенесла терапию и осталась жива.
Вскоре в СССР стали выпускать полиэлектролитные растворы по предложенным Малеевым рецептам.
Технологию Малеева начали использовать при острых кишечных инфекциях и интоксикациях, выяснилось, что врачи боятся вливать пациентам достаточное количество регидратирующего раствора. Больному нужно 20 литров, а ему вводят два. При этом сажают почки, потому что они не промываются.
Об авторских правах в СССР не могло быть и речи. Раствор выпускали в бутылках, его нужно было употребить в течение шести часов. В больницах этим составом до сих пор поят больных. Нужен был растворимый порошок, готовый к употреблению в любое время. Но в нашей стране невозможно было сделать водонепроницаемые пакеты, чтобы его расфасовывать Оказалось, для них нужна безводная глюкоза. Ее производили по особой технологии.
А вот в Финляндии водонепроницаемые пакетики делали давно. И одна ушлая дама из министерства здравоохранения отвезла рецепт в Финляндию (не безвозмездно, конечно ), и там выпустили «Регидрон» в пакетиках. Позже эта дама письменно засвидетельствовала, что рецепт «Регидрона» она получила именно от Малеева. В дальнейшем он усовершенствовал рецепт, у нас научились делать водонепроницаемые пакетики , и «Регидрон» стали выпускать на заводе в Красноярске.