После возвращения чеченцев и ингушей из ссылки, несмотря на формальное восстановление чечено-ингушской автономии, советская власть и впредь продолжала фактическую дискриминационную политику в отношении вайнахского населения.
Складывался порочный круг: советская власть не доверяла озлобленным на нее народам и предпринимала меры, сдерживавшие их социальную и политическую инициативность, а это, в свою очередь, препятствовало изживанию народами обиды на советскую власть.
Часть территорий, отторгнутых у Чечено-Ингушской АССР во время депортации ее народов и переданных Северной Осетии и Дагестану, осталась в составе тех и после восстановления ЧИАССР. В качестве компенсации к ЧИАССР были присоединена часть ранее переданных из Ставропольского края в состав теперь упраздненной Грозненской области территорий по левобережью Терека с Наурским районом и образованном рядом с тем Шелковским. Чеченцам было разрешено селиться там. Однако это были малоплодородные земли засушливой Ногайской степи, к тому же, уже давно заселенные казаками.
Ряд горных территорий Чечни, куда в случае возникновения новых антисоветских мятежей войскам было бы сложно добраться, остался закрытым для проживания. Там и поныне находятся руины опустевших после депортации старинных чеченских селений.
Опасаясь, что чечено-ингушская интеллигенция будет оказывать нежелательное для советского руководства влияние на свой народ, власти старались ограничивать возможность получения чеченцами и ингушами высшего образования. В советские институты, университеты, а также военные училища представители «неблагонадежных» народов принимались строго «дозировано».
Ограничивались и другие карьерные возможности чеченцев и ингушей: их неохотно трудоустраивали на должности с большой общественной ответственностью. Исполнительные руководители ЧИАССР не назначались из числа коренного населения, более того, командировались туда из других регионов РСФСР.
На фоне продолжавшегося мощного индустриального развития Чечено-Ингушской АССР (Грозный стал одним из крупнейших и красивейших городов Северного Кавказа), возведения новых заводов и фабрик, строительства курортов большинство ее населения, а именно — населения коренного, продолжало жить весьма бедно. И эту проблему не могло решить внедрение современных сельскохозяйственных технологий, позволявших снимать большие урожаи с прежде не слишком хлебоносных из-за засушливости или ограниченности пахотных площадей земель Чечни. Значительная часть сельскохозяйственной продукции все равно безвозмездно забиралась государством и вывозилась в другие регионы СССР.
Чеченцы и ингуши были вынуждены лавировать между диктуемым ею укладом жизни и собственными вековыми традициями, с которыми никак не хотели расставаться.
Чеченские и ингушские дети изучали в школе те же произведения классической литературы, что и все школьники СССР. В семьях читали общесоветские газеты и журналы, слушали те же радиопередачи, что и все население СССР, в сельских кинотеатрах смотрели общеизвестные советские кинокартины. Чеченцы и ингуши перенимали общую для СССР моду в одежде и внешнем виде; молодежь выезжала на заработки в другие советские регионы, служила в Советской армии на общих началах. Школьники вступали в пионеры и летом отдыхали в пионерских и спортивных лагерях, молодые люди — в Комсомол. Взрослые, желавшие хоть как-то продвинуться по карьерной лестнице, учили партийный устав и вступали в Коммунистическую партию.
В то же время в своей среде чеченцы и ингуши продолжали проклинать советскую власть, с ужасом вспоминать чудовищные события депортации, восторгаться народными героями, сражавшимися с царской Россией, а потом — с большевиками.
В период депортации в Чечено-Ингушетии были разрушены или закрыты почти все мечети, а людям, не скрывавшим своих религиозных взглядов, и после реабилитации были закрыты все возможности для карьерного роста. Это способствовало со временем некоторому отходу чечено-ингушской молодежи от религии, выражавшемуся в прекращении соблюдения молодыми людьми религиозных правил и обрядов.
Однако полной общественной светскости не наступило: все старшее поколение и немало представителей молодежи продолжало выполнять обязательную для мусульман пятикратную молитву и другие религиозные обязанности, хотя этим закрывало себе в советском государстве всякую дорогу наверх.
И даже люди, прекратившие выполнять практические религиозные предписания, продолжали верить в Бога и считать себя мусульманами.
Внутренние дела в чеченских и ингушских сельских общинах и родах продолжали разбираться неформально по древним национальным традициям.
Тем не менее, жизнь в развитом советском государстве, когда людям приходилось, трудоустраиваясь на разные советские предприятия, переселяться из своих родовых сел в другие или в города, способствовала окончательному стиранию племенных различий, резкому ослаблению родового влияния и, соответственно, более прочной консолидации чеченского этноса, развитию национального самосознания.
Полную версию статьи прочитать можно здесь: http://history-thema.com/v-gorah-za-terekom-istoriya-i-kultura-chechenskogo-naroda-chast-vii/
Спасибо, если поставили «лайк»👍 и дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал. Позитивных дней.🌞 Пусть сбывается все хорошее 🙂
Читайте еще в ленте👇
Здесь электронная и бумажная версии книги о Кавказской войне: https://ridero.ru/books/samaya_dolgaya_voina_rossii/
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.
Друзья, просим вас корректно общаться в комментариях, не переходя на личности. Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями по национальной или религиозной принадлежности удаляются модератором без объяснений. Всем мира!🙂