Сегодня, в воскресенье 28 февраля, в православии вспоминают притчу о блудном сыне.
Эта притча касается абсолютно каждого из нас.
Будь мы уже родителями, будь мы еще детьми.
Пусть мы и взрослые уже.
Возможно, с проблесками седины на висках.
Но во все времена и в любой период нашей жизни мы остаемся детьми своим родителям.
Каждый из нас проходит свой жизненный, духовный путь.
Мы все разные.
С разным детством, с различными воспоминаниями, со своими обидами и печалями. Со своими счастьями и радостями.
Бываем и непокорными, и зависимыми, и смятенными обстоятельствами и опустошенными внутри.
И в каждом из нас по-прежнему живет маленький мальчик или робкая девочка, которая ждет безусловной любви и принятия.
И куда бы нас ни забросила жизнь, какими бы мы не стали – угрюмыми, нищими, несчастливыми и одинокими, в каждом теплится надежда, что его кто-то беззаветно любит и просто ждет.
Многие путаются, думая, что «неделя» это о семи днях.
Нет, в старославянской трактовке «неделя» это всего лишь один воскресный день. И в этот день верующие люди вспоминают притчу о блудном сыне.
Блудный сын – известная православная притча, в которой рассказывается история не одного человека, а всего человечества.
Притча о блудном сыне – о грехе и покаянии, о возвышении и гордыне, о всепрощающей любви родителя к сыну, о безумии и зависти, о юношеском максимализме и раскаянии.
Так я ее понимаю.
Вкратце, для того, кто давно не обращался Евангелию, расскажу, о чем вспоминали в эту «неделю о блудном сыне».
**История жизни двух сыновей.
Один из них, младший, вытребовав свою долю наследства у отца, отправился в большой мир, познать все земные наслаждения, предавшись всем мыслимым и немыслимым искушениям и соблазнам. Деньги быстро иссякли, он обнищал и опустился на самое дно жизни. Когда не стало сил просить милостыню, он вернулся к отцу.
«И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» Евангелие от Луки
Отец не просто принял младшего беспутного сына обратно, он простил все его заблуждения, грехи и распутную жизнь. Отец собрал всех друзей. Устроил пир в честь возвращения блудного сына в отчий дом.
Все время со стариком-отцом оставался рядом старший сын, опора и надежный помощник. Благочестивый, соблюдающий все законы и миропорядок. Увидев возвращение брата, он был возмущен таким приемом и щедростью со стороны отца к непослушному младшему сыну.
Отец успокаивал старшего сына, говоря о милосердии и радости, о спасении и возвращению сбившегося брата с пути истинного.
*Картина «Блудный сын», Н. Лосев, 1882 г.
Когда я впервые прочитала притчу, (а было это лет более чем двадцать назад), моему «справедливому» (как мне казалось тогда) возмущению не было предела.
Возмущалась я по поводу «неправильного» отношения к старшему брату. Ведь старший сын был такой честный, добрый, трудолюбивый. Весь такой положительный-положительный.
И еще не понимала отца.
Ведь меня учили в моем пионЭрском детстве: «Учись, работай, трудись, а иначе – ты …» И я свято верила, что «нечестным гулякам» - нет места и прощения в сердце родителей.
Ах, бедная я, бедная, затуманенно – зачумаренная идеологией.
Но теперь думаю, что я была слепа душою, не хватало мне смелости заглянуть более глубоко, в самую суть притчи. Да и жизни в целом. Не было во мне понимания, сострадания, признания права на ошибку.
А притча – про любовь, про великую силу прощения, про гордыню и вину, про раскаяние и великую веру.
Самое важное – про любовь. Которой нам всем не хватает. Простой безоговорочной любви, когда ты уставший, обессилевший, совсем сбившийся с дороги и побитый камнями, подошел к родному дому, а там не захлопнули перед твоей душой дверь.
А открыла дверь любовь, которая милостива, добра, всепрощающа.
И откроет дверь твой родитель, как - будто с того самого момента как ты вышел за порог родительского дома, твои мать или отец:
«не переставал смотреть в ту сторону, куда ты ушел, и у него была одна только мысль: «Если бы только я мог увидеть своего несчастного сына, возвращающегося домой»