Советское телевидение не было таким разнообразным, как сейчас, но от современного телевидения оно отличается качеством. С 1973 г. выходила научно-популярная передача "Очевидное невероятное".
Профессор Сергей Петрович Капица - ведущий передачи, был ученым физиком.
В 1976 г. вышла передача посвященная бермудскому треугольнику, в которой Сергей Капица попытался разобрать это явление с научной точки зрения и понять, что же кроется за необычными явлениями, которые там происходят.
Бермудский треугольник образуется при условном пересечении трёх точек в атлантическом океане: бермудских островов, полуострова Флориды и полуострова Пуэрто-Рико.
Большую часть бермудского треугольника составляет Саргассово море, известное как море потерянных кораблей или море страха. Именно здесь чаще всего встречались Летучие голландцы и корабли-призраки. Иногда удавалось обнаружить останки кораблей, но обстоятельства их гибели оставались загадкой.
В этом месте бесследно пропало очень много кораблей. Некоторые из них довольно внушительных размеров. Там пропадают не только корабли, но и самолеты. Техника выходит из строя.
Для обсуждения темы ведущий пригласил кандидата технических наук Владимира Георгиевича Ажажа. Владимир Георгиевич написал статью о летучем голландце и бермудском треугольнике для журнала "Наука и жизнь".
Владимир Ажажа в прошлом был моряком-подводником и поэтому тема бермудского треугольника стала для него особенно интересна.
В Англии в страховом обществе Ллойд ведется красная книга кораблей исчезнувших бес следа. (на момент передачи). Эта организация зафиксировала с 1900 г. по 1964 г. - 1200 судов пропавших без вести.
Особое внимание к себе бермудский треугольник привлек 5 декабря 1945. Тогда в этом районе исчезло 5 военных самолетов США.
Самолеты должны были выполнить тренировочный полет. Профессор ручкой указывает точку вылета и стрелками показан запланированный маршрут.
Но они так и не произвели полет по маршруту и через какое-то время пилот одного из самолетов сообщил, что находится в другой точке. Ниже указывает ручкой пункт А.
На самом деле самолет находился не там, где предполагал пилот. Самолет был там, где на карте стоит пункт В (см. ниже).
Интересно, что связь осуществлялась через другой самолет, который патрулировал берег Флориды. Также были сообщения, что отказали оба компаса. Им передали, чтобы ориентировались по солнцу и летели прямо на него.
Владимир Георгиевич Ажажа сказал, что 5 декабря 1945 г. на солнце была зафиксирована гигантская вспышка. Была солнечная буря. Это могло вызвать помехи и вывести из строя курсоуказатели.
Владимир Ажажа отметил, что здесь возможна еще одна причина - изменение атмосферного электричества. В этом случае на плоскостях самолетов должны были наблюдаться электрические разряды. О чем как раз и свидетельствовал позднее один из летчиков.
В бермудском треугольнике наблюдаются скачки времени.
Когда самолеты вернулись было замечено, что у пилотов и на часах аэродромной службы наблюдалось расхождение по времени - 10 минут. Как раз на 10 минут самолеты пропадали с радаров.
Сергей Капица приходит к выводу, что в этом случае имеет место человеческий фактор (команда пилотов растерялась в экстремальной ситуации) и возможно повлиял один из названных выше факторов, либо воздействие солнечной бури, либо изменение атмосферного электричества.
Но он также говорит, что не совсем корректно называть, что событие произошло так, только потому, что мы его можем именно таким образом объяснить.
В передаче есть интервью с летчиками и моряками, которым приходилось совершать рейсы в районе бермудского треугольника.
Летчик отметил, что в этом районе очень сложная погода - частая смена атмосферных фронтов, которая сопровождается грозами, интенсивное обледенение и болтанка.
При выполнении полетов тщательно изучается погода и разработано несколько маршрутов, которые позволяют выполнить полет по краям этой области. Также, полеты здесь выполняются на очень большой высоте - 12000 м.
Капитан отмечает, что в Саргассовом море очень много водорослей.
Однажды, когда они в 1969 плыли на Кубу то, заметили, что температура воды необычайно высокая +32С, мертвый штиль, масса водорослей. Водоросли плыли ровной линией, через равные промежутки.
Контр-адмирал рассказывает, что в этом районе очень слабая связь. Но что интересно - в одном месте связь совсем слабая, а через 100-50 м. - нормальная обычная связь. Это маленькие расстояния и чем это вызвано непонятно. Погода меняется неожиданно.
В районе бермудского треугольника очень много разных поверхностных и глубинных течений. Все они разнонаправленные. Американские космонавты проводили исследования и уровень моря здесь ниже на 25 м., чем в окружающей среде.
В бермудском треугольнике встречаются корабли без экипажа. Люди, которые обследовали такие корабли, говорят, что судна были в исправности и говорили, что и их покидали в спешке.
Очень редко, но встречаются корабли с мертвым экипажем с выражением ужаса на лице.
Владимир Ажажа рассказал, что инфразвук на частоте 6 гц вызывает у человека дискомфорт, угнетенное или беспокойное психологическое состояние, слепоту и т.д. Он предполагает, что при зарождении урагана в каком-то месте природа создает инфразвук, который влияет на экипаж, возникает паника и люди покидают корабль.
По данным английского журнала "Ланцет" от 1973 г. проводились исследования трансатлантической яхтенной гонки на 52 участниках. . Велись психологические карты. Неоднократно у этих людей начинались галлюцинации, дискомфортное состояние и это все происходило в предштормовое время.
Также в районе бермудского треугольника были такие случаи в воздухе, когда самолеты рассыпались, как будто на что-то наталкивались. Все свидетели подобных авикатастроф утверждают, что видели взрыв. Но все обломки оказывались не опалены, что невозможно при взрыве. Позже выяснилось, что это происходит из-за вибраций особого вида - флаттер (от англ. flutter — дрожание, вибрация). Эти вибрации развиваются довольно быстро и происходит ощущение взрыва. Работать с этим явлением уже научились.
В конце Сергей Капица говорит, что путь познания природы начинается с наблюдений, умения применять фантазию, умения построить гипотезу и впоследствии выдвинуть теорию.
В передаче рассмотрели несколько гипотез. Но сейчас нельзя выбрать единственно правильную гипотезу, идет поиск новых фактов и возможностей.
Обратите внимание на мои другие статьи:
Советские образовательные фильмы, которые актуальны сейчас
Документальный фильм "Сахар" - после этого фильма Вы откажетесь от сладкого!