Найти тему
Шпионские страсти

Не разобрался и подставил своего

1914 год

Австро-Венгерская империя

Весной 1914 года к известному русофилу, судейскому чиновнику и депутату рейхсрата от Галиции Владимиру Куриловичу обратился бывший окружной секретарь, житель города Рогатин (город на территории Галиции) Александр Раманик.

Раманик просил Куриловича, ни много ни мало - всего лишь помочь в его миссии в пользу России, а именно: достать секретные документы, имеющиеся в ведении командования Львовского корпуса Австро-Венгерской армии. Удивленный подобной просьбой Раманика, Курилович решил, что против него устроена провокация со стороны контрразведывательных служб Австро-Венгерской империи. И чтобы доказать свою лояльность и благонадежность, Курилович обратился в полицию, где сообщил о просьбе Александра Раманика.

Понятно, что тот был арестован. Началось следствие.

А Курилович, неожиданно для себя, столкнулся с тем, что многие его друзья и сподвижники по русофильскому движению перестали с ним общаться. Более того, его перестали приглашать на все мероприятия русофильских кругов, в которых ранее Курилович активно участвовал.

Ничего не понимающий Курилович начал выяснять в чем причина так изменившегося отношения к нему. И кто-то из тех русофилов, кто еще окончательно не порвал с ним, пояснил Куриловичу, что сданный полиции Александр Раманик - русофил и один из лидеров русофилов Рогатина. И что после его ареста русофилы Галиции смотрят на Куриловича, как на предателя, изменившего идеям движения и перешедшего на сторону австрийцев из-за своего места в рейхсрате. И на самом деле, Курилович обратил внимание, что к нему потянулись представители проавстрийской и провенгерской фракций из депутатов рейхсрата и стали с ним охотно сотрудничать, то есть, стали принимать за своего.

Ошарашенный таким поворотом событий, пытаясь спасти свое реноме, Владимир Курилович во время суда над Рамаником сделал неожиданное заявление. В своем выступлении на суде Курилович объявил в присутствии журналистов, публики и подсудимого Раманика, что оклеветал последнего из-за личной неприязни. Но теперь отзывает все свои показания против Раманика, так как осознал всю гнусность своего поступка и раскаивается в содеянном.

Так как обвинения против Раманика строились лишь на заявлении и показаниях Куриловича, суд оправдал Раманика и того отпустили.

Самого Куриловича суд к ответственности привлекать не стал, так как для привлечения за содеянное депутата рейхсрата нужно было специальное постановление рейхсрата и правительства, чем, разумеется, по такому мелкому поводу заниматься никто не стал.

Этот ход Куриловича восстановил доверие к нему со стороны прежних товарищей по русофильскому движению и вызвал негативную реакцию среди верноподданных депутатов рейхсрата.

Одно непонятно в этом деле.

Кто рекомендовал Раманику обратиться с подобными запросами к Куриловичу, и кто «забыл» предупредить Куриловича, что Раманик из своих?

(Источник: Макс Ронге)