Пройдя весь путь, я могу с точностью сказать, что медицинское образование представляет собой один из наиболее сложных, постоянно изменяющихся процессов получения знаний. Педагогика в медицине не может прекратить развиваться, так как медицина сама по себе динамичная, требовательная, обширная наука.
Подготовка специалистов в медицинской сфере является «критерием успешности» общества, и должна соответствовать мировым стандартам.
Начать стоит с того, что столь длительный процесс получения образования в сфере здравоохранения абсолютно обоснован: специфика профессии – ответственность за здоровье и жизни людей, обязывает доктора обладать глубокими знаниями и в своем непосредственном профиле, и в общей анатомии, физиологии и т.д.
Во первых, длительный процесс совершенно целесообразно разбит на этапы, совершенствование которых стоит рассматривать в отдельности.
После зачисления в образовательное учреждение вчерашнего школьника встречает новый для него, но устарелый для образовательного мира основной способ получения информации-лекция. Постоянная "начитка" лекций зачастую лишает преподавателей возможности вести практику, а значит, знакомить студентов с реальными кейсами будней врача. Лишь свободное от лекций время им приходится тратить на наставничество и, в лучшем случае, ведение научной деятельности. Перспективой развития традиционной лекции является дистанционный её формат. Такой способ подачи лекционного материала, освободит преподавателя, увеличивая уровень подготовки практического занятия, а так же улучшит усвоение лекционного материала, ведь у студента появится возможность сделать конспект сложных таблиц или схем приостановив «виртуального лектора» в любой момент. Вторым элементом основного этапа медицинское образования является практическое занятие, у которого не меньше перспектив развития. Современному преподавателю необходимо делать упор на развивающиеся инновационные технологии педагогики, использовать активные и интерактивные способы обучения, применять дистанционные способы подкрепления материала, разрабатывать вместе со студентами проекты для улучшения практического здравоохранения.
Во вторых, изменения ждут и лечебную деятельность студента-медика. Перспективы развития видятся стажировками не только в отечественные учреждения здравоохранения, но и обмен опытом с коллегами из других стран. Целесообразно обратить внимание и на развитие симмуляционных технологий, которые ориентируются на то, что знания и умения даются не как предмет, на который должна быть направлена активность учащегося, а в качестве средства решения задач, которые ставит перед специалистом его профессиональная деятельность
В конце первого этапа педагогического процесса в медицине выпускник сталкивается с аккредитацией. Данная процедура уже зарекомендовала себя с лучшей стороны, пришла к нам как мировая тенденция оценки базовых навыков бедующего врача. Перспективы развития аккредитации специалиста видятся в более тщательной проработке клинических ситуаций, с упором на коммуникативный аспект врач-пациент.
В третьих, перспективы развития имеет и последипломное (второй этап высшей медицинской школы). Врач узкой специальности должен как осваивать актуальные мировые практики, так и научиться разрабатывать свои инновационные проекты и технологии, что повысит уровень оказания медицинской помощи в России. Для достижения этой цели при освоении специальности необходимо применять современные технологии критического мышления. Необходимо так же реализовать возможность активного участия аспирантов и ординаторов в конференциях мирового уровня.
В четвёртых, третий этап медицинского образования –«длинною в жизнь» не радужная перспектива для молодого специалиста, перспективой развития этого этапа я считаю повышение мотивации в освоении нового материала. Непрерывное образование стало удобным, благодаря дистанционному формату. С этим успешно справляется портал НМО, но все же разработка актуальных образовательных циклов должна совершенствоваться. Необходимо сделать упор на возможность каждому специалисту делиться опытом, разрабатывать свои образовательные программы, представлять проекты.
В заключении я хотел бы сказать, что перспективы развития растут соразмерно темпам развития важнейших для человечества наук педагогики и медицины.
Дистанционное обучение, симмуляционное обучение и ускоренный обмен новой информацией- основа будущего медицинского образования.
Что-то из моих рассуждений уже воплотилось в жизнь, и я безмерно рад этому!