Найти в Дзене
Виктория Талимончук

ЦВЕТЫ ОТ СЫНА НА 8 МАРТА (окончание)

Начало рассказа здесь:

Андрей застонал во сне. Веру передёрнуло, от запаха перегара уже начинала болеть голова, и было противно. «Ясное дело, вчера он поздравлял своих сотрудниц на работе с наступающим праздником. Так «напоздравлялся», что теперь до обеда не встанет, небось последние деньги спустил», - подумала женщина, с отвращением посмотрела на мужа и выскользнула из постели. Зашла на кухню, поставила чайник на плиту и бессильно опустилась на табурет.

Тогда, три года назад, находясь в больнице, Вера хотела уйти от мужа, но… Свекровь выла белугой: «Прости его, доченька, он хороший, это всё проклятый Афганистан… Пожалей, он так тебя и Коленьку любит…» Сам Андрей клялся и божился, что это какое-то помутнение на него нашло, не забыв упомянуть всё про тот же Афганистан… Тогда она ему сказала, что с момента его возвращения от туда прошло уже семь лет, времени вполне достаточно, чтобы прийти в себя. И он обещал, страстно обещал… Огромную лепту внесли и родители самой Веры, чётко дав понять, что они её с ребёнком в доме не ждут. «Ты что - ославить нас хочешь на всю деревню? Вон у Емельяновых два года назад сына в гробу оттуда привезли, вот это горе… Нечего было в дом кота тащить, раз муж против, в детстве со зверями не наигралась…», - поджала губы мать. И Вера «сдалась». Идти ей было некуда (квартиру-то мужу, как «афганцу», вне очереди дали), а потом, может и действительно, всё наладится.

- Эх, дура я дурой, - вслух произнесла Вера, заваривая чай, и так же вслух продолжила, - не в Афганистане дело, а в том, что он ещё в детстве котам и собакам консервные банки к хвостам привязывал!

Поздно, слишком поздно она об этом узнала (свекровь недавно проговорилась), если бы она знала это тогда… А теперь… Теперь Вера боялась. Всё вдруг резко изменилось в привычной жизни: СССР не стало, как дальше будет - непонятно… Куда она сейчас с ребёнком пойдёт? Сможет ли сама поднять на ноги Коленьку, когда зарплату теперь платят от случая к случаю, и денег даже с мужем постоянно не хватает? А жить где?

Вера сидела на табурете и горько плакала. Почему, ну, почему она тогда послушала родителей и пошла в медицинский? Расстроить боялась… а теперь что? Работа ей не нравится, мужа она ненавидит, а ведь его могло бы и не быть, они бы просто не встретились, пойди она тогда в ветеринарию. Вся жизнь, ведь, могла сложиться по-другому… и муж бы был другой, и она бы с радостью «летела» на работу и возилась бы там со зверушками, вон, как Сергей…

Вспомнив Сергея, Вера невольно улыбнулась.

Тогда, три года назад, именно к нему, начинающему ветеринару, и привёз Веру с сыном и котёнком мужчина из соседнего подъезда. Вера почти не помнила ничего из этой встречи, и, находясь в больнице, не могла даже чётко ответить себе на вопрос: это с ней было на самом деле или эти чужие двери и страшное лицо – результат сна. Постепенно она пришла к выводу, что это – сон.

После выписки из больницы Вера старалась не думать о маленьком несчастном чёрном котёнке, которому они с сыном так и не успели окончательно подобрать имя, всё казалось, что не подходит. И вдруг в один из дней, когда она была ещё дома на больничном, Коленька подошёл к ней и спросил:

- Мама, а у тебя уже голова не так сильно болит?

- Нет, совсем уже не болит, - улыбнулась Вера сыну, - хочешь, пойдём на улицу, подышим воздухом?

Коля радостно закивал головой, а потом подошёл, обнял её за шею и тихо прошептал в самое ухо:

- Мама, а давай мы сходим проведать Тучку (это было последнее из имён, которое они дали котёнку).

- Куда сходим? Ты знаешь, где Тучка?

- Он остался у дяди Серёжи. Дядя Серёжа сказал, что когда всё будет хорошо, я смогу прийти и забрать Тучку. Вот, он мне дал бумажку, чтобы мы могли его найти. Я папе не показывал.

И с этими словами мальчик протянул матери скомканный обрывок листка бумаги.

По дороге Коля сбивчиво рассказывал, как он испугался, когда она вдруг начала падать, как плакал, когда её положили на кровать, думая, что она умерла, и как дядя Серёжа потом сделал укол Тучке, и Тучка перестал кричать. А потом, когда приехала скорая и забрала её (маму), дядя Серёжа обещал, что с Тучкой будет всё хорошо и дал ему эту бумажку. А дядя Петя, с которым они тогда приехали к дяде Серёже, отвёз его домой.

Приехав по указанному адресу, Вера поняла, что эти двери и лицо были не сон.

Котёнок лежал с загипсованными задними лапками на одеяльце, увидев Колю и Веру, он поднял голову, мяукнул, в маленьких глазках вспыхнула радость.

Пока Коля радостно общался с котёнком, молодой мужчина провёл Веру в кухню, налил чашку чая и сказал:

- Рассказывайте, можете на меня не смотреть.

- Что рассказывать, - потупилась Вера.

- Всё, - коротко бросил он.

Она молчала. Почему она должна что-то рассказывать этому незнакомому мужчине с изуродованным шрамами лицом и не сгибающейся ногой? Да, он спас её котёнка, ну, и саму её заодно, но это вовсе не означает, что она должна перед ним выворачивать душу.

- Хорошо, я Вас понял, - сказал мужчина после нескольких минут её упорного молчания, - Вы пришли за котёнком, можете его забирать.

И тут Вера с ужасом подумала, что забирать ей-то котёнка и некуда. Она начала что-то бессвязно лепетать, а потом и сама не заметила, как рассказала этому незнакомцу всё. Под конец она уже не отводила взгляд от его лица.

- Вы только ничего не подумайте, он хороший, просто, он проходил службу в Афганистане, а там… сами понимаете кровь, смерть…

- Не понимаю, - оборвал Веру Сергей.

Она с удивлением уставилась в его глаза, которые из добрых и мягких мгновенно превратились в жёсткие и колючие.

- Я тоже проходил службу в Афганистане. Это лицо и нога – это оттуда. Афганистан здесь не при чём… Уходите от него!

- Куда?

- Да, куда угодно!

- Я так не могу…

Котёнок остался жить у Сергея, вот только из Тучки он превратился в Робина (от Робин Гуда), и Вера с Колей частенько его навещали.

***

От этих воспоминаний настроение Веры улучшилось, плакать и жалеть себя перехотелось. Она зашла в комнату сына и увидела сумку со спортивной формой. «Значит, тренировки нет. А куда же он тогда убежал с утра пораньше?» - удивилась женщина.

А восьмилетний Коля в радостном возбуждении бежал на центральный рынок, что находился всего в четырёх кварталах от дома. В кармане куртки он крепко сжимал носок с деньгами, это были его, не купленные булочки в школе, не посмотренные мультфильмы в кинотеатрах, плата за проезд в автобусе (он всегда с тренировки шёл домой пешком). В его детскую память больно врезался случай полугодовой давности. У мамы был день рождения, и тогда Коля подарил, нарисованный им самим, мамин портрет, он тогда очень старался, даже не постеснялся попросить учительницу немножко ему помочь. Как мама радовалась! А вечером пришёл отец, поставил бутылку на стол и сказал: «Ну, что, Верунчик, за тебя!»

- Ты хоть бы цветы подарил, - ответила тогда мама.

- Денег, нет, Верунчик, сама же знаешь.

- А на водку есть?

- А какой праздник без водки? А без цветов, можно и обойтись.

Коля запомнил, как мама тогда долго плакала в ванной. Он очень любил маму, она была доброй, всё-всё знала и понимала его (Колю), с ней было всегда интересно, она умела хранить секреты (вот, как например, про Робина, ведь отец до сих пор не знает, что у них есть Робин). Поэтому сегодня, пять раз пересчитав свои сбережения, Коля бежал на базар, чтобы купить самые красивые цветы и порадовать маму.

В то время цветочные магазины ещё не набрали обороты и люди покупали цветы на рынках у тёток и бабок, а к праздникам обязательно появлялись приезжие кавказской национальности с тюльпанами, гвоздиками и розами. Коля решительно прошагал мимо бабушек с «котиками» (вербой) и подснежниками, бросил быстрый взгляд на тётку с мимозами, около которой толпились мужчины, и застыл, как вкопанный, перед ведром с гвоздиками. Тёмно-красные упругие лепестки с зубчиками очень красиво и торжественно смотрелись на своих тонких ножках. Конечно, он подарит маме именно эти цветы и никакие другие!

- Мне цветы для мамы, - робко обратился он к смугловатому мужчине с чёрными, как смоль волосами.

- Для мамы. Мама это хорошо, - улыбнулся продавец, - для мамы – самый красивый цветок.

Он выбрал три самых больших гвоздики, ловко завернул в прозрачную плёнку, протянул мальчику и назвал цену.

Протянутая рука Коли замерла в воздухе, он покраснел, дыхание перехватило, ему не хватало одного рубля. Слёзы предательски выступили на глазах и покатились по детским щекам. Коля опустил руку, развернулся и медленно пошёл прочь от прилавка.

- Эй, мальчик, подожди, - окликнул его продавец, - сколько у тебя не хватает?

- Рубль, - всхлипнул несчастный Коля.

- Ай, всего-то рубль, бери, - мужчина протягивал ему цветы.

Коля недоверчиво посмотрел, шмыгнул носом и робко достал из кармана носок.

- Вот, тут всё правильно, я дома пять раз пересчитывал, - высыпал Коля монеты на прилавок и замер в ожидании.

- Э-э-э, я верю тебе мальчик, - сгрёб деньги продавец, не считая, - держи, порадуй маму. И запомни – мужчины никогда не плачут.

Когда счастливый Коля протянул маме цветы, Вера на мгновение замерла на месте, а затем крепко прижала ребёнка к себе, украдкой вытирая слёзы, чтобы сын не видел.

- Правда, красивые, мама?

- Самые красивые, самые любимые, - выдохнула Вера, - где же ты деньги взял на такие цветы?

И наивный Коля, который всегда делился с мамой своими секретами, с радостью рассказывал, как он копил деньги, как ему не хватило рубля…

Вера смотрела на счастливого, восторженного сына и вдруг ясно поняла, что она не хочет так больше жить, она не может так больше жить, просто, не имеет права. Её восьмилетний Коленька, ещё не знающий жизни, не рассуждал о том, получится у него или нет, не взвешивал ничего, не ждал ни от кого помощи, не просил совета, он просто очень хотел её порадовать и всё для этого сделал сам. И у него это получилось! А что же она – взрослая женщина? Почему она до сих пор оглядывается на других, винит обстоятельства, судьбу, родителей? Разве родители не дали ей поступить на ветеринарию? Нет, они просто высказали свои пожелания, а она уже сама предала свою мечту!

***

С тех пор прошло ровно двадцать пять лет.

Нарядная и счастливая Вера, а точнее, уже Вера Петровна, сидела за праздничным столом вместе со своим мужем, Сергеем Дмитриевичем, двумя дочерьми- близнецами, заканчивающими последний курс института, их молодыми людьми, невесткой Ириной с внуком Сашенькой, возле которых пока пустовал стул сына Николая. У окна стоял журнальный столик, утопающий в самых разных цветах в вазах – от мужа, детей, внука. Зазвонил телефон.

- Мама, я уже подъезжаю, без происшествий - раздался в трубке бодрый голос Коли, который сегодня до двенадцати дежурил в их семейной ветеринарной клинике.

- А вот и Коленька, - поспешила Вера к входной двери.

- Фи, опять гвоздики, ну, и жлоб ты, Колька, - дружно взвизгнули сёстры- близнецы.

А Вера прижимала к груди три красных гвоздики и смотрела на сына повлажневшими глазами:

- Мои любимые, спасибо тебе сынок.

- Я знаю, - обнял мать Колю.

Это был их старый маленький секрет, о котором совсем не обязательно было знать остальным членам семьи. А Сергей Дмитриевич украдкой улыбнулся, если, конечно, это можно назвать улыбкой, учитывая его обезображенное шрамами лицо. Он прекрасно помнил, как ровно двадцать пят лет назад Вера с такими же красными гвоздиками и Колей постучали в дверь его дома.

- Помнишь, ты говорил, чтобы я уходила, куда угодно? Так вот, мы пришли к тебе.

Фото из открытых источников интернета
Фото из открытых источников интернета

Уважаемые женщины! От всей души поздравляю вас с наступающим Международным женским днём 8 марта! Самым нежным, светлым и прекрасным днём в году! Начало весны, начало жизни в природе, первое тепло. Пусть это тепло навсегда поселится в ваших домах и душах, а начало весны символизирует начало чего-то очень желанного и прекрасного в вашей жизни! И главное - не забывайте, что, в первую очередь, ваше счастье зависит от вас самих!

Путеводитель по каналу здесь: