Так сложилось, что за карьерой Земфиры я вынужден следить с выхода самого первого её альбома. Это была лихая весна 1999 года, я околачивался в музыкальных ларьках у своих друзей и естественно вынужден был так или иначе слышать все новинки, которые прилетали туда из столицы. Вот той весной к нам и прилетела Земфира. Она тогда вообще на всю страну свалилась, не только на мой родной Орёл.
Очень хорошо помню ту невзрачную обложку с цветочками и надписью – Земфира. Слушали мы тот альбом на кассете. Да, когда-то аудиокассеты были важной частью жизни. Фотографий самой певицы в буклете не прилагалось, вместо них были цветочки. И слушая её песни, я почему-то представил себе какой-то образ красивой девицы в духе 60-х годов. В моём воображении она была каким-то симбиозом между Нико и Бриджет Бордо. Стоит ли говорить, насколько я был удивлён, увидев как на самом деле, выглядит Земфира?
Если же говорить о музыкальной начинке того первого альбома, то конечно же мы все помним эти маечки, ракеты, девочки, ромашки, такие фишки. Главная же песня с той записи это бесспорно СПИД. Никто до Земфиры так отважно, нагло и обреченно равнодушно не пел об этом заболевании. Коррозия металла естественно не в счёт.
Собственно после прослушивания альбома было понятно, что вот она новая звезда. Первый диск и сразу же в точку. Понеслись стадионы, бесконечные гастроли, фестивали и интервью. Сразу оговорюсь, что Земфира умудряется проявлять невероятную стойкость в плане провинциальности на протяжении всех этих лет. Она как не умела говорить в 1999 году, так и не научилась это делать до сих пор. Это просто за гранью моего понимания. Достаточно сравнить записи эфиров у Диброва и Познера. Впрочем, от неё как музыканта требуется не навык красиво говорить, а умение делать качественную музыку. И вот с этим у Земфиры всё в порядке.
То, что перед нами не певица однодневка стало ясно с выходом не второго альбома. Второй альбом это всегда просто. У любого артиста всегда есть что-то в архивах. Какие-то наброски, идеи, недоработанные песни. Вот они-то и идут на второй диск. Проблема всегда в третьем.
И когда после всех этих «Искала», «Хочешь» и «Не отпускай» на нас свалился клип про знак бесконечность, вот тогда-то мне и стало ясно, что эта дама не сдуется как воздушный шарик. Теперь нам придётся жить вместе с Земфирой долго.
Для меня самый любимый и, на мой взгляд, крепкий альбом у Земфиры это «Вендетта». Я обожаю песню «Прогулка» оттуда, мне нравятся «Небо море облака» и трогает «Жужа». На мой взгляд, вот ту запись Земфира впоследствии так и не смогла превзойти, но с другой стороны это не значит, что последующие альбомы были неудачными. Вовсе нет. Просто они были другими и это как раз прекрасно, что человек меняется от пластинки к пластинке.
Два следующих её диска «Спасибо» и «Жить в твоей голове» соответственно, меня не впечатлили. Нет, там есть удачные находки, например песня «Я полюбила вас». Или композиция «Снег начнётся», но в целом мне те диски показались какими-то блёклыми. При этом я побывал на концерте Земфиры в 2013 году и удивился насколько она другая во время живого выступления. И честно скажу, концертный вариант меня впечатлил куда сильнее, чем записи. Тем более если сравнивать с Земфирой образца 2002 года, когда я увидел её впервые на выступлении, это был словно другой человек.
Я собственно потому-то и вынес в заглавие эпитет про злобу. Это вовсе неплохо, когда исполнитель на концерте выкладывается. Так как раз и должно быть. И Земфира это всегда делала с каким-то злобным остервенением. На мой взгляд, это и есть рок-н-ролл. При этом я сидел и рассматривал рафинированную публику и размышлял, насколько же измельчали у нас концерты. Рок музыка это не музыка, которую слушают сидя. Это всегда выход за флажки, это обмен энергиями, а какую энергию может получить Земфира от зала, который пританцовывает словно на детском утреннике? Почему-то есть у меня подозрения, что ей всегда хотелось, что бы её концерты проходили жёстче. Но с другой стороны она сама выбрала тот путь, которым идёт. И вот на этом пути возник буквально на днях её новый альбом.
Если вы ещё не слушали «Бордерлайн», то самое время это сделать. На фоне её двух предыдущих работ это прорыв. Наконец-то я услышал ту самую старую Земфиру, которая была 15 лет назад на диске «Вендетта», но если там она была какой-то трогательной и доброй, то здесь уже совсем иной подход. Она умудрилась выйти за флажки и сделать красивое полотно. Здесь нет хитов, которые стали бы крутить по радио, но тем и лучше. Для меня как минимум три песни оттуда звучат громче её старых блокбастеров. Это «Том», Камон», и Абьюз». Уже только ради этих треков этот диск стоило выпускать.
Выше я указал о том, что ещё в 2002 году понял, что с Земфирой нам придётся жить долго. И я рад, что живу с ней в одном пространстве и времени. Честно говоря, не так-то уж и много меня трогает современных записей. Эта вот неожиданно зацепила. Так что и вы слушайте и наслаждаетесь.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.