В своё время вокруг The Last of Us Part 2 творился какой-то театр абсурда: необоснованно низкие оценки, необоснованно высокие оценки, вой насчёт повестки, обвинения людей в гомофобии, угрозы расправы над создателями, удаления комментариев. Тысячи людей по всему миру превратились в тонких знатоков драматургии, одни из которых свысока смотрят на бездарного Дракмана, а другие называют лучшим сценаристом игровой индустрии.
Я долго изучал связанные с игрой материалы, смотрел интервью, обзоры, выслушивал часовые дискуссии, но нигде не находил мнения, с которым был бы полностью согласен. Поэтому решил поделиться своим, ибо мне есть что сказать насчёт расхожих споров, так и поделиться мыслями, которые я нигде не встречал.
Рассказывать планирую очень подробно, порой придётся посвятить целую статью моменту, длящемуся несколько минут. Хотелось бы расставить все точки над i в этой достаточно прямолинейной истории, которую некоторые чуть ли не артхаусом называют. Постараюсь не задерживаться на технических моментах, геймплее, левелдизайне (которые великолепны), а сосредоточусь на сюжете. Начну, как и подобает, со вступления.
Начинается игра со сцены, в которой Джоэл рассказывает своему брату Томми о случившемся в больнице Солт-Лейк-Сити. И это отличное решение: напомнить старым игрокам или посвятить новичков в события первой части. Обычно такие вещи делаются закадровым голосом, но здесь мы видим живой разговор, причём вполне уместный. Томми в смятении, но одобряет решение Джоэла.
Братья возвращаются в город Джексон – одно из немногих поселений, устоявших перед толпами зомби. Здесь даже началось возрождение цивилизации, обстановка вполне благополучная. Джоэл навещает Элли, в доме которой нас чуть не смывает отсылками к первой части: Элли рисует жирафов, над её столом висят постеры из комиксов Savage Starlight, на столе стоит робот Сэма, а Джоэл выполняет обещание спеть. Мы слушаем песню Future Days и пытаемся не умереть от стыда в случае, если играем с русской озвучкой.
Сцена заканчивается ещё одной, на сей раз неочевидной, отсылкой.
А нас переносит на четыре года вперёд. Повзрослевшую Элли будит её друг Джесси и поторапливает в патруль. Ребята направляются к конюшне и обсуждают вчерашний поцелуй Элли и Дины. По пути главная героиня принимает извинения от местного повара Сета, и эта сцена вызвала у многих отторжение. Игрокам резануло по ушам то, что Элли называет мужчину в годах шовинистом, в чём народ быстро распознал повестку.
Сразу скажу, что повестка в игре есть, и отрицать это глупо. Другое дело, что в данный момент ничего особенного не происходит. Сет серьёзно оскорбил Элли, да и по одному только начальному фрагменту можно понять, что Элли стала резкой и вспыльчивой девахой – подобная реакция вписывается в её новый образ, и, в целом, я попросту не считаю, что сцена заслуживает внимания. Разумеется, создавали игру пресловутые леваки, так что шовинистом повара назвали не просто так, но в рамках их конфликта с Элли я могу поверить в эпизод.
Опять же, я не разделяю мнения, что в этот момент вместо Элли высказывается лично Саркисян. Повзрослев, Элли стала девушкой хамоватой, это бросается в глаза, так что назвать человека за глаза шовинистом – в духе её персонажа.
Излишне борзой Элли делать не стали: с близкими людьми она ведёт себя спокойно и сдержано. Мне нравится, как главная героиня взаимодействует со второстепенными персонажами. Её диалоги стали менее вычурными, нежели у ребёнка, коим она была в первой части. Новая Элли более серьёзная, за что некоторые игроки сочли её скучной. Равно как и спутников Элли: многим не понравились Джесси и Дина. Согласен, что им не хватает изюминки – они просто хорошие ребята, но в этой роли смотрятся нормально и дела не портят. Опять же, в более мрачной второй части уже нет места кривляниям Элли или, например, чудачествам Билла.
Мария – глава Джексона – сообщает молодым разведчикам, что в окрестностях заметили заражённых. Джоэл с Томми уже выехали на разведку, а друзья отправляются им на подмогу. На этом моменте мы переносимся в некий загородный дом и видим группу чужаков. За одного из них – накаченную девушку Эбби – нам предстоит играть ближайший час.
Эбби снятся кошмары, и она просыпается. В комнате она замечает своего друга Оуэна, вернувшегося посреди ночи с разведки. Тот кое-что обнаружил и спешит показать Эбби. Этим оказывает город Джексон – чужаки не ожидали столкнуться с таким количеством людей, а потому Оуэн настаивает на возвращении домой. Эбби пытается уговорить его продолжить задуманное, но Оуэн отказывается рисковать, так как недавно узнал, что его жена беременна (пусть будет жена, хотя вряд ли они расписывались).
Эбби решает, что дальше пойдёт одна и отправляется в сторону одного из постов – хочет схватить людей в патруле, узнать у них о Джоэле и заодно обменять заложников на того, кто ей нужен. Эбби пробирается сквозь горы, и тут из-под снега вылезают заражённые.
Здесь мне хотелось бы взять паузу и поговорить о реализме The Last of Us, который, разумеется, достаточно боевичковый. Ощущение приземлённости есть, но в деталях хватает условностей. В принципе, я считаю выбранный баланс реализм/боевик удачным. Но хотелось бы осветить заражённых с, так сказать, стороны биологии. Думаю, ни для кого не секрет, что зомби основаны на реально существующих грибах рода кордицепс. В природе они работают аналогично тому, что мы видим в игре: споры проникают в тела насекомых, гриб прорастает в мозгу носителя и берёт под контроль его тело. Зомби в реальной жизни существуют.
Вот только в игре куча несоответствий тому, как работает настоящий кордицепс. В реальности он заставляет насекомых взбираться куда повыше, чтобы споры проросшего гриба покрыли как можно большую территорию. В игре же кордицепс гонит заражённых туда, где распространение спор максимально затруднено: в метро, в чуланы, в подвалы и гаражи. Редко встретишь кордицепс на открытой местности – подавляющее большинство грибов мы находим в консервированном виде. При этом тропический гриб упорно отказывается расти среди зелёных насаждений - ему подавай бетонную целину.
Главные герои не раз проникают в закутки, где витают споры, и спасаются с помощью противогазов. Однако ничего не делают со спорами, оседающими на одежде. Стоит выйти из заражённой зоны, снять противогаз и взмахнуть рукой, как здравствуй смерть.
Вернее, никакой смерти не наступит. В отличие от многих медиа, местные зомби не являются мертвецами. Это вполне себе живые люди, просто с грибами в мозгу. Следовательно, они должны есть и пить, чтобы продлевать своё существование. Но мы всего пару раз за две игры видим, чтобы зомби покушали. Часто заражённых можно отыскать в местах, где питаться попросту нечем.
И вот к чему я вёл: заражённые, на которых наткнулась Эбби, должны были умереть от переохлаждения. Кордицепс не даёт носителю морозоустойчивости. Как он не должен давать им и суперсилы. Серьёзно, почему топляки, покрывшись грибами, начинают крушить стены?
Я понимаю, что все эти условности обусловлены геймплейными соображениями, но имея лучшую в истории основу для зомби, хотелось бы большего внимания к реализму.
И последнее: я немножко так презираю людей, который называют кордицепс вирусом (а таких на удивление немало). Никакого вируса в игре нет – только грибные споры. В связи с этим появлялись любопытные обсуждения, что вакцину против гриба изобрести невозможно. Хотя противогрибковые вакцины существуют, так что не уверен.
Тем временем Эбби натыкается на целую орду морозостойких зомби, которые загоняют девушку в угол и даже срывают с неё шапку, чтобы игра похвасталась физикой волос. Но тут на помощь приходит сам Джоэл.
Относительно этой встречи люди жалуются, мол, какое удобное совпадение: Эбби в чистом поле натыкается на того, кого искала. И это несколько несправедливая претензия, так как нам показали, что Эбби направляется строго к намеченному блокпосту. Да, так совпало, что именно в этом блокпосте окопались Джоэл с Томми, но назвать встречу абсолютно спонтанной нельзя.
Эбби, Джоэл и Томми отстреливают орду, и только тогда девушка понимает, на кого наткнулась. Она соображает заманить братьев в ловушку, ссылаясь на то, что в особняке с её друзьями можно держать оборону. Связанные с этим умозаключения масс оставим на вторую часть, а пока вернёмся к Элли с Диной.
С девушками мы занимаемся усиленным «нажмите-кружок-чтобы-присесть-штуками» на обучающем уровне. Во главу угла становятся половые чары со стороны Дины, которые находят закономерное завершение в книжном магазине. Девушки прячутся в нём от пурги, отыскивают убежище Юджина – недавно умершего жителя Джексона, бывшего соратника Томми, с которым Юджин служил у «Цикад».
В подвале книжного магазина мы находим декорации к фильму «Джентльмены», и девушки тут же углубляют свои познания в гербариях. Разговор заходит о вчерашнем поцелуе, случается игривый конфликт, а значит, настало время вышвырнуть сигарету.
Сексуальная ориентация Элли вызвала немало шума, и люди, не желающие срачей из-за повестки, поспешили вспомнить поцелуй Элли и Райли в дополнении Left Behind и закрыть тему. Справедливости ради, в том же дополнении Элли называла Уинстона красавчиком, чего никто не вспомнил.
Да и тот детский поцелуй я не считаю 100% доказательством. Бывает такое, что девочки стесняются целоваться с мальчиками, и первый опыт в этом деле приобретают друг с другом. Девушки нередко целуются в качестве приветственного жеста. В общем, эту историю можно было повернуть в любое из трёх русел, но авторам захотелось именно в гомосексуальное. Их право.
Я не вижу в этом никакой проблемы, хотя в будущем собираюсь более комплексно рассмотреть тему повесточки. А пока проходим мимо лесбийского секса, тем более что его даже в кадре показывать не стали.
Но в подвал врывается Джесси, застаёт девушек врасплох и сообщает, что Джоэл и Томми не вернулись с патрулирования. Герои принимают решение разделиться, и мы вместе с Элли скачем в самую термоядерную сцену в игре. И здесь мне придётся закруглиться, ибо следующие десять минут игры мне придётся разбирать в отдельной статье.
Заранее кланяюсь в пояс тем, кто поставит лайк и подпишется на канал, а также заглянет в группу ВК, где сможет ознакомиться с моим творчеством. Любите кино, читайте книги, фанатейте от игр, всем до скорого.