Мне 20 лет, я студентка факультета Психологии МГУ им. Ломоносова. Уже много знаю о психологии, но пока только в теории. В то время я встретила своего будущего мужа и мечтала, что у нас будет большая дружная семья. Такая идеальная семья, как в фильмах и книгах. Обязательное условие семейной идиллии – это умные и красивые дети, с которыми у родителей складывается прекрасное взаимопонимание и поддержка.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер преподавала возрастную психологию на факультете и тогда я впервые прочитала ее книгу «Общаться с ребенком. Как?». Книга понравилась невероятно. Идеи про безусловное принятие ребенка, трансляцию любви к ребенку, объятиях не менее 4 раз в день, о совместных занятиях и другие идеи очень импонировали. Про «зону ближайшего развития» Л.С. Выготского знал даже первокурсник психфака - как важно предлагать ребенку задания «на вырост», т.е. чуть сложнее, чем он уже умеет делать. Именно так малыш будет осваивать новое под чутким вниманием взрослых.
Я даже не сомневалась, что в моей семье может быть по-другому.
Наконец, я стала мамой. Но все случилось не так, как планировала. Дочка родилась раньше срока, маленькой и ослабленной и пришлось сместить фокус на выживание и укрепление здоровья ребенка. К счастью, дочка росла смышлёной и развитой девочкой. Но идеальный сценарий был прерван. Дальше – больше. Заботы о ребенке, неудавшаяся вторая беременность, дом, быть, заботы об успешном муже – все это требует много энергии и психологически истощает. Многие мамы согласятся со мной. При этом так хочется быть идеальной во всем! Ох уж перфекционизм! Я стала замечать, что именно дочке доставались мои раздраженные реплики, критика, ведь она была самой слабой, беззащитной и не могла ответить.
К возрасту 3-4 года я была и вовсе в растрепанных чувствах. Потому что многое то, о чем я грезила в розовых мечтах не случалось… Мне снова попалась на глаза книга «Общаться с ребенком. Как?» и я решила ее перечитать. Именно тогда я поняла житейскую мудрость и глубину идей Юлии Борисовны. Она показывает не только ровные и идиллические аспекты взаимодействия с ребенком. Когда опрятные дети встречают родителей с работы, выполняют все поручения с удовольствием, наводят порядок дома и учатся на отлично 😊 Автор книги разбирает многие неприятные для родителей ситуации. Помогает решать сложные проблемы взаимодействия с детьми.
Например, что делать, если ребёнок не хочет быть самостоятельным, например, не убирает комнату, не может встать в школу, сам собраться? Родители контролирую выполнение домашних заданий, собирают портфель, иногда даже делают пишут сочинения за него и т.д. Знакомо?
Юлия Борисовна предлагает: «Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему». Многие родители считают, что ребенок без их участия просто не сможет: нахватает двоек, не поступит в ВУЗ, вырастет неудачником. На что автор говорит, что ребенок нуждается в отрицательном опыте, если конечно, он не угрожает его здоровью и безопасности. Подобная забота - мудрая. Она делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения – более спокойными и радостными.
Жизнь многообразнее и сложнее, чем представляется нам в молодости. Чем мы видим в фильмах и читаем в книгах. Но выход есть: определиться для себя приемлемый фарватер и стараться находиться в нем. Но если вас будет периодически выбрасывать из него, то ничего страшного. Сюда можно и нужно вернуться.
Подписывайтесь на канал Все о детском развитии