Найти в Дзене
Марксизм сегодня

Семья. Ее прошлое и будущее

...в древности женщины, отягощенные трудом (да и вообще женщины при «материнском праве») имели больше уважения, чем ныне. Современное уважение к женщинам выражено скорее внешне, на публике, а внутри семьи отношение выступает домашним рабством женщины... Выбор женщины будет определяться исключительно любовным чувством, а не экономической выгодой или наставлением родителей...

Разбор работы Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

В своей работе Энгельс показывает как эволюционируют формы брачных отношений и развивается семья. Опираясь на научные разработки Моргана и Бахофена он приходит к выводу, что формы брака определяются развивающимися хозяйственными (экономическими) отношениями, а не религиозным или моральным законом; норма морали находит свое основание в общественной деятельности людей, являющейся земной основой закона.

Выделяя три стадии культурного развития общества, —
дикость, варварство и цивилизация, — Энгельс заключает, что в целом каждой стадии соответствует определенная форма брака, несмотря на то, что пережитки прошлых форм частично сохраняются при установлении новой, более развитой формы. Дикости на высшей ступени соответствует групповой брак, варварству — парный, а цивилизации — моногамный.

Морган, исследовавший племена североамериканских индейцев обнаружил, что их система родства не совпадает с формой брака: при парном браке родство было групповым. Это позволило сделать вывод, что система родства, задерживаясь в своем развитии, окостеневает и отстает от развития семейных отношений, и что парному браку предшествовал групповой брак.

Беспорядочная половая связь (существование которой не отвергает возможные единичные случаи устойчивых парных брачных союзов), по-видимому предшествующая институту семьи, сменяется групповым браком, при котором лица, состоящие в браке, имеют по несколько законных половых партнеров. Групповой брак обусловлен уровнем экономического развития: общее владение хозяйственным имуществом, при недостаточно развитом производстве, определяло форму брака как общность жен, мужей и детей.

Родовые отношения берут свое начало в групповом браке, которому соответствует «материнское право», т. е. определение родства по матери, т. к. установить отцовство при данном виде брака весьма затруднительно. Называемый Энгельсом революционным переход от материнского права к отцовскому (при котором родство ведется по отцовской линии), связан с накоплением богатств, концентрировавшихся с течением времени в мужских руках как средства для производства жизни. Переход к отцовскому праву и закрепление за мужским полом права установления родства вытекает из необходимости передачи накопленного наследства своим детям при доминировании института частной собственности над общественной. Отсюда же выходит и моногамия (единобрачие) для женщин.

Делая некоторое отступление Энгельс пишет, что в древности женщины, отягощенные трудом (да и вообще женщины при «материнском праве») имели больше уважения, чем ныне. Современное уважение к женщинам выражено скорее внешне, на публике, а внутри семьи отношение выступает домашним рабством женщины. В древнем домашне-коммунальном хозяйстве женщины, объединенные прямыми кровными связями (мать со своими сестрами, дочери) имеют больший социальный вес, чем мужчины, вынужденные чаще покидать коммуну и присоединяться к другому роду в случае недовольства браком.

По мере развития брачных отношений происходит ограничение круга лиц, не имеющих права вступать в половую связь. В начале запрет распространяется на связь между коленями одного рода (между детьми и родителями), а затем внутрь колена — между братьями и сестрами. Энгельс отмечает, что установление «брачных запретов» происходит бессознательно: люди влекомы невидимым, неосознанным естественным движением, ведущим к генетическому прогрессу рода и вида.

На смену групповому браку приходит парный брак, экономической основой которого является переход от собирательства дикости к земледелию и скотоводству в период варварства. Парный брак характерен относительной свободой его расторжения обоими полами и появлением гетеризма — супружеской неверности. Групповой брак сменят моногамный брак в период цивилизации, закрепощающий в правовом отношении женщину и допускающий многоженство.

Энгельс пишет о семье будущего. При обобществлении средств производства жизни моногамия станет действительной, т. е. перестанет быть моногамией только для женщин, находящихся под моральным давлением нынешнего общества за измену мужу. С исчезновением частной собственности проституция, выступающая в период цивилизации как необходимая сопутствующая сторона моногамии — исчезнет, т. к. система наемного труда прекратит свое существование и у женщин не будет более необходимости ради каких-либо благ отдавать себя мужчине. Домашнее хозяйство станет общим делом, а общественное воспитание детей, — как брачных, так и внебрачных, — даст свободу женщине, более не обремененной «нежелательными последствиями». Выбор женщины будет определяться исключительно любовным чувством, а не экономической выгодой или наставлением родителей. Брак из моногамного станет индивидуальным, зачатки которого есть и в парном браке. Половая любовь (любовь между полами), исчезновение которой дает право расторгнуть брак любому полу в равной степени, будет основой брака, свободного от экономического расчета при его заключении. Т. о. индивидуальный брак будущего предполагает освобожденную женщину, свободный брак и равноправие полов.

Литература: Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1937.

Автор: В. Серков