В мире собак игры – это жизненная потребность и один из видов психофизической активности. Но в определённый момент игровой накал эмоций может перерасти в настоящее противостояние, ввергнув в стресс как самих участников действа, так и их владельцев.
Каким же образом распознать истинные намерения животных и не допустить драки?
Что такое игра в собачьем мире
Щенки начинают играть между собой и с матерью, начиная с 3х-недельного возраста. По мнению зоопсихологов, игра необходима для полноценного развития особи и является:
- производной инстинктов (оборонительного, охотничьего, территориального, полового) и имитацией комплексных реакций, от которых в дикой среде зависело бы выживание особи;
- приятной забавой и психологической разгрузкой;
- социальным элементом и способом определить своё место среди собратьев;
- физической потребностью и стремлением дать мышцам определённую нагрузку.
Достаточно понаблюдать за играющими собаками, чтобы увидеть в их забавах «серьёзное» поведение. Так, во время игр отрабатываются «боевые навыки», включающие и нападение, и контратаку и обманные финты. Охотничий инстинкт проявляется в групповых «догонялках» и в погоне за «убегающим» мячиком.
Собаки припадают к земле и выслеживают друг друга, будто «добычу», но вместо жесткого всамделишного нападения, делают игровой прыжок и сталкиваются корпусами, становятся на дыбы, захватывают «противника» лапами и даже слегка прихватывают зубами. Оттенки доминирования и полового инстинкта прослеживаются в попытках кобелей сделать садку, причём наиболее темпераментные зачастую пристраиваются сверху представителей своего же пола.
Как отличить игру от агрессии
Игры собак могут быть весьма энергичными, шумными и даже жесткими – всё зависит от характера и привычек участников. Миролюбивые весёлые псы находят забаву в том, что гоняются друг за другом и резвятся в своё удовольствие без прессинга и «ущемления прав» визави. Любители единоборств могут сойтись в ритуальном соперничестве, кружась, толкаясь и валяя друг друга, но при этом – мягко, без рывков и прокусов, захватывая пастью щёки, конечности или складки кожи на шее. Некоторые псы играют молча, другие – рычат и лают, но в их голосе слышится, скорее, задор и радость, нежели злость.
Особенно фееричны игры молодняка. Скоростные наскоки, удары грудью, открытые клыкастые рты и рычание «пасть в пасть» могут выглядеть весьма неординарно. Но всё это – лишь продиктованное природой оттачивание охотничьих и защитных навыков. Как только энергия выплеснется, и страсти улягутся, псины мирно разойдутся и улягутся отдыхать или будут мирно вилять хвостами, демонстрируя полнейшее благодушие.
На взаимную симпатию между собаками указывают так называемые «сигналы сближения», а именно:
- прогнутая спина;
- мягко поднятая передняя лапа в качестве приглашения к игре;
- игривый поклон с припаданием на передние лапы или укладка на живот, чтобы стать меньше ростом;
- «развешанные уши», расслабленная мимика и улыбка;
- переворачивание на спину с демонстрацией незащищенного живота;
- весело виляющий хвост.
Собаки-друзья в общении касаются друг друга носами, «бодаются» и потираются боками, разрешают своему визави вылизывать ушки, мордочку и интимную зону, призывно повизгивают или лают на высоких тонах, спокойно лежат рядышком и бесконфликтно поглощают пищу.
Когда игра превращается в драку
Игровое поведение собак определяется инстинктами и личным опытом.
Социальный инстинкт определяет правила, не позволяющие взрослым обижать щенков или добивать того, кто лёг на землю и тем самым признал своё поражение. В свою очередь, молодые собаки умеют мгновенно распознавать своих матерых собратьев и стараются вести себя уважительно. Кобель со здоровой психикой никогда не станет трепать суку, какой бы надоедливой она не была – он будет пассивно уходить от её придирок, подставляя плечо и отталкивая корпусом.
При всё этом владельцам не следует уповать лишь на «кодекс чести», надеясь, что между питомцами всегда будет мир. В любой ситуации важно очень внимательно наблюдать за поведением находящихся на выгуле собак, чтобы вовремя подметить перемену в настроении.
Если одна из псин вдруг оскаливается и принимает защитную позу, то это, скорее всего – лишь свидетельство психологического дискомфорта (страха) или боли, причинённой неосторожным партнёром. Например, возмущённая и испугавшаяся сука может взвизгнуть и клацнуть зубами на кобеля, пытающегося пристроиться сзади.
Переход от игривого настроя к активной защите иллюстрируются «сигналами отдаления», которые проявляются:
- высокоперёдой силовой стойкой с напряжением мышц шеи и спины, широко расставленными задними конечностями и высоко задранным хвостом, который может мелко подрагивать;
- вздыбленной шерстью на загривке и по всей проекции позвоночника;
- оскалом и ворчливым или угрожающе-вибрирующим рычанием;
- напряженной мимикой с широко раскрытыми ноздрями, отведёнными назад ушами и образованием характерных морщин на морде;
- конфронтационным взглядом в упор и широкими зрачками с зеленоватым злобным отблеском.
Пребывая в состоянии стресса, животное всем своим видом говорит: «Отстань, иначе тебе не поздоровится!». И, как показывает практика, во многих случаях подобной демонстрации вполне достаточно, чтобы конфликт был исчерпан.
Однако, разгоряченные игрой и равные по темпераменту противники, не желающие уступать, могут таки сойтись в драке. В такие моменты собаки стараются схватить одна другую уже «не понарошку», прокусывая кожу клыками и совершая головой резкие рывки. Особенно опасен «мёртвый хват» полной пастью, когда пожевывающие движения коренными зубами приводят к размозжению и сильной травматизации тканей.
Элементы агрессии в игру вносит и делёжка ресурсов. Сука, у которой вот-вот должна начаться течка, может спровоцировать соперничество между кобелями, которые до этого вполне мирно общались. Брошенная хозяином палочка возбуждает интерес добытчика и у других псов, ринувшихся за «добычей» и схлестнувшихся за обладание ею. И чем больше степень психологического напряжения, тем опаснее разворачивающийся сюжет, поскольку даже в жестких играх подобной дисгармонии не ощущается.
Следует иметь в виду, что для несоциализированных особей ритуализация может не иметь особого значения. Носители неуравновешенной психики или животные, имеющие негативный опыт общения с соплеменниками, видят угрозу в любых действиях и готовы ответить нешуточной агрессией на каждый раздражитель.
Что делать в конфликтной ситуации
Собак, стоящих в позе конфронтации, можно попробовать отозвать к себе командой или переключить на другой объект (например, попищать любимой игрушкой). Приближение хозяина с попыткой взять за ошейник неизменно сработает как команда «К бою!». Поэтому если к собакам таки удалось приблизиться, их крепко и обязательно одновременно (!) берут за хвосты или задние ноги и быстро растаскивают в разные стороны.
Подобным же образом разнимают и уже дерущихся псов, приподнимая при этом за хвост, чтобы задние конечности потеряли опору. При «мёртвом хвате» используют удушение с помощью закручивания ошейника или разжимание челюстей металлическим стеком (палкой). Иногда получается буквально разлить дерущихся псов водой.
Попытки тянуть за ошейники, кричать и бить только усугубят накал страстей.
Дорогие собачники, приглашаем в наш телеграм-канал "Собаки в порядке". Здесь вы найдёте советы профессионалов и поддержку единомышленников!