К написанию статьи меня побудили две ситуации в одном из сетевых магазинов города. В первом случае меня на входе чуть не сбил парень, а затем выскочивший за ним охранник. Оказалось, что парень совершил кражу бутылки виски. Второй случай, оплатившая на кассе товар пожилая женщина на выходе была уличена в том, что под пакетом лежащем в корзине для покупок был неоплаченный кусок сыра. Пожилую гражданку стыдили и обличали в воровстве всем дружным коллективом магазина, грозились вызвать полицию и отправить на нары. "Неудачливый воришка" пыталась оправдаться тем, что забыла об лежащем в корзине сыре и в итоге заплатила необходимую сумму, а любитель спиртного сумел убежать от охранника.
Что же всё-таки грозит покупателю в подобной ситуации и как действовать, если вы на самом деле случайно забыли оплатить товар на кассе?
Если администрация магазина или охранники заподозрили вас в краже, они действительно имеют право вас задержать, а сотрудник ЧОП может даже применить силу в отношении лица совершившего правонарушение (кража это преступление). Правомерность применения силы дело другое, потом эту меру оценят компетентные органы. Охранник после задержания лица подозреваемого в краже или порче имущества магазина обязан вызвать сотрудников полиции.
Важно знать, что досмотр или тем более обыск охранник не имеет права, и эту процедуру в установленном законом порядке осуществляют полицейские.
Если покупатель уверен в своей невиновности, то лучше всего ему находиться в зоне видимости установленных в торговом зале камер, держась на пусть даже минимальном расстоянии от других лиц, и самому добровольно вывернуть карманы, показать личные вещи сотрудникам магазина и охраннику. Такие ситуации раз в жизни бывают — покупатель по случайности не оплатил товар. В данном варианте развития событий самый лучший исход предложить расплатиться за него на кассе и максимально сдержанно выдержать "прессинг" и возможные эмоциональные обвинения торговых работников в хищении.
Если полиция все-таки вызвана, лучше спокойно ее дожидаться, оставаясь возле касс и под "прицелом" камер видеонаблюдения, которые зафиксируют отношение к вам персонала магазина. По прибытии наряда полиции покупатель имеет право сделать заявление о своей невиновности, о превышении охранниками магазина своих полномочий, сделать запись в книгу жалоб. Для установления личности скорее всего вы будете доставлены в отделение полиции и возможные решения таковы: административная ответственность за мелкую кражу товара стоимостью до тысячи рублей, при хищении на большую сумму предусмотрена уже уголовная ответственность, но будем верить в самый лучший исход дела.
Претензии к вам могут возникнуть не только в вышеописанных случаях, но даже если посетитель магазина случайно задевает бутылку или упаковку товара, что приводит к разбитию или порче.
Если на месте покупатель отказывается компенсировать ущерб, то продавец составляет акт о правонарушении. В этом акте покупатель может отразить свои замечания и соображения, по которым он отказывается оплатить торговой организации ущерб. С данным актом продавец обращается в суд и в исполнительном порядке взыскивают понесенные убытки с покупателя, который впрочем может доказать свою невиновность, если в торговом зале узкие проходы, они не отвечают нормам, вдобавок заставлены коробками с товаром. Также платить не придется, если в магазине был мокрый пол и вы поскользнулись по этой причине, товар на полке стоял неустойчиво из-за его нагромождения. Для доказательства вашей невиновности хорошим ходом будет привлечение на свою сторону других покупателей в качестве свидетелей.
Помните, что для составления акта администрация магазина вправе потребовать ваш паспорт. В руки документ лучше не давать, но и скрывать свои паспортные данные не стоит, иначе сотрудникам торговой зоны придется вызывать полицию.
Желаю вам приятных покупок и не доводить свои покупки до описанных в статье случаев.