Найти тему
Валерий Ратников

О моих учителях.

Я прошёл обучение в четырёх школах на путях получения среднего образования. Четыре класса в посёлке Калмаш, Дуванского района, Башкирии, пятый и шестой в Свердловске, седьмой-девятый в лесном посёлке Урмантау, Салаватского района Башкирии, а десятый класс в посёлке Красный Ключ, Нуримановского района. Всех учителей, несмотря на прошедшие годы, помню с великой благодарностью. Ни один из них не оставил в душе моей даже мало -мальского неприятного следа. И я считаю то поколение учителей, счастья учиться у которых мне выпало, самым профессиональням, грамотным и человечным. Первая моя учительница Нина Филипповна, не знаю её биографии, откуда родом и какого сословия. Сейчас даже удивляюсь тому, какими обширными знаниями во многих областях она обладала. И частицы её познаний оставались у нас в головах на всю последующую жизнь. Помню уроки пения почему-то особенно четко. Свой личный патефон она держала в школе и приносила его на урок пения в класс. Патефон-то в деревне в пятидесятые годы был диковиной и мы с замиранием сердца слушали песни и романсы в исполнении Козина, Вертинского, Лещенко, Шульженко. Урок начинался, как правило, с гимна Советского Союза, который слушали, стоя. Многим, наверное, кажется это смешным, я же вижу в этом глубокий смысл. С малого, незаметного, пустякового, которое проникает в кровь, начинается формирование личности гражданина-патриота. Ни в каких методиках, уверен, не было рекомендаций о прослушивании Гимна. Нина Филипповна все это сама придумывала и вводила в норму, как и многие другие действенные педагогические приёмы. В первом-втором классе она нам исподволь давала такие знания, которые предполагались программой в шестом -седьмом классах. Знания эти были разрозненные, разнообразные, касались множества сторон человеческого бытия. Каленым железом врезались они в наши детские мозги, жаждущие всяческих знаний. Когда учился в пятом шестом классе, порою было скучно сидеть на каком-нибудь уроке, так была знакома тема, по которой учитель перед тобой распинался. И самое главное, что привила нам Нина Филипповна- это стремление к дальнейшему познанию. В одном из своих рассказов я писал, что все её подопечные получили высшее образование. Таким учителям нужно при жизни памятники ставить. Вторую учительницу свою, которую вспоминаю также с особым трепетом, звали Руфина Александровна Белокурова. Она преподавала немецкий язык в пятом и шестом классе. Во время войны она была переводчицей в действующей армии. Во все времена, и это сквозило через многие фильмы и книги, уроки иностранного показывались, как разгул детских шалостей, когда можно из трубки горохом пострелять, девчонок за косички подергать. Учитель беснуется, порядок наводит, а времени на обучение не хватает. И каждый раз так. У Руфины не только горохом стрельнуть- пошевелиться боялись. Причём это явление мне и сейчас не понятно. Простого обличья женщина входит в класс, где половина сорванцов стоит на головах. Три секунды - и звенящая тишина. И никакого крика, ругани, визга. И лишь тишина и обостренное внимание. Расскажет тему и вдруг начнёт рассказывать о каком- нибудь великом немце. Рты разинув, слушаем о Гегеле или Канте. Не о сути их философских учений, а о их жизни, их труде, прежде чем они стали великими и прославили свою Родину Германию. Что и говорить, в то время культивировалась ненависть к немцам, ещё свежи были в памяти фашистские зверства, не забыл ещё народ тех тягот и лишений , что претерпел он в годы войны. А между тем была уже Восточная Германия, в которой жили «правильные»немцы и это детям нужно было дать понять. А как это сделать? Оказывается,что есть великая немецкая культура, литература, философия,наука и есть фашизм, ничего общего с этими человеческими ценностями не имеющий. Не уверен, что сегодняшние учителя так разносторонни и изобретательны, какими были учителя моего времени. Они бы оставались такими, если бы не идиотские реформы , проходящие сегодня в нашей школе уже многие годы и нет им конца. Ада Павловна- учительница литературы в восьмом- девятом классах. Начнёт рассказывать о Грибоедове или Тютчеве,- сорок пять минут урока, как пять минут. Не отпускаем её всю переменку, чтобы закончила рассказ свой. Взмолится: ребята, отпустите, к уроку в другом классе надо подготовиться. Перед Новым годом идём в лес, валим вековую пихту, отрезаем верхушку, геометрически правильную и пушистую,и волокем её, утопая в сугробах, чтобы доставить радость любимой учительнице. Дров ей наколем, а летом сена накосим, привезём на лошадке и в копешку в огороде сложим. Муж у неё был из военных, получивший травму позвоночника на службе, поэтому такую тяжелую работу не мог делать. И ведь никто нас пятнадцатилетних парней не сподвигал к этим действиям. Глубокая признательность, уважение, любовь к этому человеку двигала. А за что, собственно? Если просто- за очень хорошую работу. В десятом классе учитель математики Павел Александрович Калинин и учитель физкультуры Иван Егорович Матерков, светлая Вам память. Спасибо вам, учителя мои, великие люди!