....Кто же такая Бланш де Антиньи? Лишь немногие знали и знают это имя. Любители истории и авантюр, старинных любовных романов времен Второй Французской Империи и легенд, в которых мало истины, но есть своя правда. Бланш де Антиньи родилась 9 мая 1840 года, в Мартизе, в семье плотника и ризничего церкви Святого Стефана Жана Антиньи и его супруги, Эжен – Флорин Гиймен в доме, который не сохранился.
На его месте теперь красуется современное кафе – булочная Берге. Отец девочки работал в ремесленной коммуне в Мартизе, плотником.
Семья жила очень скромно, как и многие в коммуне. При рождении девочке было дано имя Марии – Эрнестины – Бланш.
В 1847 году ее отец вдруг спешно переезжает в Париж, в поисках работы, а мать - следует за ним, оставив троих детей на попечении своей красавицы сестры Марии Радегонды де Мезьер -Марш.
Мари – Бланш Антиньи, озорница с малых лет, привлекала внимание всех вокруг проказами, смешками, пением, живым, смышлёным нравом.
Одна из ее современниц – соседок, мадам де Мериго, с помощью писателя Гюи ВозА вспоминала о ней так: "Мне кажется, я вижу ее играющей со мною и нашими младшими товарищами, самой старшей из которых была я.
Мари - Бланш была красивая, маленькая девочка с молочным цветом лица, блондинка, пышная, яркая, высокая и сильная для своего возраста. Она не выглядела замарашкой, я уверяю вас! Голодная всегда, как и большинство детей, она постоянно жевала какое-нибудь лакомство: пралинэ, каштаны, орехи.
Кокеткою она была уже и тогда, конечно!!! Ее обильная шевелюра вечно выбивалась из гладких косичек и волосы трепетали на ветру, девочка всегда просила свою кузину Клариссу Aнтиньи смазать волосы, чтобы они были покрыты и блестели, как у цыганки!»
Однажды Кларисса так и сделала, с досады вылив сумасбродке на голову целый фиалковый горшочек орехового масла.
Бланш много бегала по улицам и возвращалась домой только в обеденное время или к ночи. По воскресеньям она ходила на богослужения, устраивалась у отца на аналое и громко и самозабвенно пела. Она заставляла нас любоваться своим белым платьем, кружевным чепчиком, с синими лентами. Она уже тогда любила оборки, кружева! »
В четырнадцать лет, повздорив с родными, Бланш убегает к любовнику в Бухарест, потом - в цыганский табор и путешествует с цыганами пару лет, воплотив в этой суматошной жизни свою вечную тягу к эпатажу и ярким авантюрам.
Повзрослев, она еще несколько лет выступает в цирке, натурщицей у художников. Позже Бланш даже служит в модном магазине: яркая, смешливая, доброжелательная, обходительная с покупательницами, острая на язык. От кавалеров ей нет отбоя, но она задумчиво перебирает. Выбирает.
И выберет, в конце концов. Ошеломительно, неожиданно! Русского дворянина, правнука А. В. Суворова, генерала Николая Мезенцева, шефа жандармов, свитского генерала – адъютанта, человека, отлично понимающего дух эскапады и принимающего его, этот дух.
Человек беспримерной храбрости, награжденный золотым гвардейским оружием, он, к примеру, бесстрашно предлагал императору Александру Второму обезвреживать террористов с помощью .... просвещения и агитации среди крестьян. Идеи при дворе не приняли, но усилили сеть тайных агентов.
Своего прельстительного и прельстившего его "тайного агента" Бланш де Антиньи /она добавила к своей фамилии благородную частицу, своевольно!/ генерал увезет в Санкт Петербург, поселит в фешенебельном особняке наполненном роскошью и цветами, и она станет учить своих русских поклонников смешливым и фривольным куплетам, танцам до утра с шампанским и винами, дерзким шуткам, эскападам в театре и на прогулках.
Она была так прельстительна в этих эскападах, что о ней с любопытством и восторгом писал современник:
" Молочно-белая кожа, золотистые, как сжатая пшеница или как шампанское, волосы, угольно-черные ресницы, бросающие легкую тень на щеки, зеленые глаза, искрящиеся лукавством", /Анри Пен/. Многие теряли от Бланш не только голову, но и терпение. Среди них были и весьма знатные особы.
Высланная одною такой особою - потерявшей терпение русской императрицей - в Висбаден, Бланш окончательно покидает храбреца флигель адъютанта Мезенцева и поступает на сцену парижского театра «Пале – Рояль».
Афиши гласили, что "будут иметь честь и удовольствие представить мадемуазель д'Антиньи парижской публике".
Ее представлял публике и новый любовник и чичероне Гектор Рокеплан, один из столпов парижского общества. Ее особняк поражал изысканной роскошью: одна мебель в спальне, обитой бледно – лиловым шелком, стоила пятьдесят пять тысяч франков, на самой премьерше было драгоценностей на триста тысяч и ткани – на лоскут парчи или газа, едва прикрывший тело.
Публика ревела от восторга. Последовал еще ряд премьер, контракт на двенадцать тысяч франков в год. Но тут некстати/ а какая война и когда бывает кстати?!/ грянула франко – прусская война, и мадмуазель Бланш стала вмиг пылкой патриоткой: организовывала вечера и концерты в пользу раненных, открыла для госпиталя нижний этаж своего особняка.
Вместе с этим брала уроки пения и танца, серьезно училась вокалу, танцам, основам сценического искусства, и уже вскоре после снятия прусской осады вышла в премьере спектакля «Белая кошечка» на сцену театра «Фоли Драматик,».
Что ж, у Бланш опять появились богатые поклонники, ее переманивали в другие театры, увеличивали гонорары, спорили о красоте ее ног, а она.
Она принимала свой успех, как должное. И отдалась пылкому роману со скромным солистом хора театра, Люсом.
Он потерял от нее голову и все весьма скромные гонорары, и сбережения тратил только на подарки для нее и букеты. Вскоре, конечно, он совсем наскучил своенравной кокетке постоянными признаниями.
Прима вернулась к прежней жизни, театры продолжали спорить из за нее, а народ иногда бросал в ее окна камни, с неудовольствием ворча, что здесь живет «прельстительная бездельница».
Бланш забывала поставить букеты Люса в воду, и цветы увядали, но едва лишь капризная артистка узнала о болезни бывшего кавалера то тотчас же бросилась на улицу Манжента, где он жил в скромной квартирке и ухаживала за ним до самой его смерти. Он умер от брюшного тифа. А вслед за ним скончалась и Бланш, в своем разоренном особняке на бульваре Османа, 93, одолеваемая кредиторами и долгами. Это произошло 30 июня 1874 года. Ей было только тридцать четыре неполных года.
Отчего она осталась в памяти артистического Парижа надолго, почти навсегда?
Она покорила парижан своей искренней бесшабашностью, открытой добросердечностью, задором, любовью к жизни, неординарной смелостью в выражении чувств. Многие помнили ее заботу о раненых, ее смелость во время прусской осады. Героиня романа Эмиля Золя «Нана» и картин Эдуарда Мане - Бланш – Мари де Антиньи была похоронена на кладбище Пер – Лашез, там, где обычно хоронят бедняков и бунтарей. По праву, надо понимать. Бунтовала она всю жизнь. И против правил и против самой себя.
В 2003 году правительство Франции выпустило серию марок
« Героини французских романов». Среди них была и легендарная «Нана» - Бланш де Антиньи.