Хороший отечественный комикс с грамотно поданным пафосом, который где-то высмеивается, а где-то умело используется.
Высокие рейтинги оправданы, за отечественное кино не стыдно.
Подходил к просмотру без больших ожиданий, но был приятно удивлен.
Майор Гром (2021) #комикс #боевик #детектив #комедия
Режиссер: #олег трофим (послужной список оч.скромный)
В ролях: #тихон жизневский ("Топи", "Огонь", "На игре") #любовь аксенова (мне она только по сегаловским "Рассказам" известна) #алексей маклаков (ну в массе фильмов вы его видели на второстепенных ролях, начиная с "Ночного..." и "Дневного дозора", жаль, в российском трэше часто снимается, разменивая яркую харизму) #михаил евланов (вот тоже харизматичный актер, от которого ждешь, чтобы он раскрылся, а ему не дают, пихая на вторые и третьи роли) #антон богданов (парень из "Реальных пацанов", хотя 36 лет парню уже, в "Майоре..." ему не дали развернуться)
О чем:
В любимом нашемГотэмеПетербурге живет Майор Гром - бесстрашный сыщик, действующий в обход правил, стОящий всего полицейского отделения. И тут, откуда ни возьмись, появляется в городе неуловимый бэтменоподобный мститель, сжигающий на костре мажоров, жуликов и воров. Нормальный мент сам не любит этих мажоров, но вынужден остановить бэтменоподобного, ведь сжигать преступников заживо - это уже перебор...
Что хорошо:
- да много чего, начиная с заголовка фильма, поданного после ложного заголовка (!), пародийно обыгрывающего пафосность таких заголовков в супергеройских фильмах: "Ты кто такой?" "Никто!" (См. например, заставку найшуллеровского "Никто" 2021 года);
- бодрый саундтрек - тут есть, представьте себе, две песенки БГ, и вообще опасный в политическом смысле римейк цоевского гимна "Перемен", который накладывается на картинку с Фемидой, плачущей кровавыми слезами;
- масса перекличек с остросоциальными вопросами современности (митинги, коррупция, тотальное беззаконие и т. д);
- шикарная операторская работа, вкусная пестрая картинка;
- оммажи к советской мультипликации и вообще нашему культурному пласту (Олимпиада-80, питерские крыши, окна, дворы, гопники, шавуха, питерские кавказцы и азиаты, наконец, как же без них);
- Питер сам по себе (в фильме много сочного красивого, а также реалистично грязного Питера);
- отсутствие клюквы - это, кстати, бросается в глаза опять же если сравнивать с тем же нашумевшим "Никто" Найшуллера - там клюква есть, а тут - вот прям не придерешься;
- экшн-сцены (для нашего кино очень норм);
- масса различных твистов на всем протяжении двухчасового сюжета;
- забавные второстепенные персонажи (мистер Улыбка, подпольный мовоговорящий жулик, ну а клоуны-хоккеисты чего стоят);
- Тихон Жизневский, которого я знаю всего лишь по "Топям", но именно из-за "Топей" он мне и симпатичен, хорошо отыграл роль майора Грома, нет в нем никакой картонности;
- в принципе сам персонаж Майор Гром - неплохая заявка на супергеройский сериал;
- сатира ("Гражданин начальник, у нас же за домашнее насилие не сажают!") и юмор ("Так ты же соседа избил" - "Он мне как брат, клянусь!") - и то и другое довольно высокого качества;
- переклички с остросоциальной тематикой (на 11 минуте фильма мента в полицейском участке укоряют в том, что он не знает 31 статью Конституции, а на 15 минуте майор Гром шутит о том, что асфальт в Питере каждый год перекладывают "На наши с вами деньги, между прочим");
- весело "запикали" ругань одной героини детской песенкой - тот случай, когда рейтинг 12+ совсем не мешает киноманскому удовольствию;
- "Думай, думай" - хорошая находка с шахматным просчитыванием будущего;
- в комиксах обычно выбивает из колеи опереточность злодея в плаще, однако тут он намеренно устраивает снафф-спектакль, делает стримы для соцсети, оправдывая таким образом свой комиксовый костюм;
- актуальность фильма - в условиях тотального беззакония, когда даже Фемида плачет кровавыми слезами, есть запрос на сказочного супергероя - и вот вам, пожалуйста, майор Гром;
- в титрах, кстати, 2 пост-сцены.
Что плохо:
- штампы из западных супергеройских комиксов (антураж полицейского участка и судебного заседания, "фэбээровец" мистер Улыбка - все это, конечно, антиреально);
- взяли и слизали бессмысленный и беспощадный бунт из последнего "Джокера", но ведь у нас за последние годы достаточно подтверждений невозможности подобного бунта, все демонстрации подчёркнуто мирные;
- что-то переборщили с денежными дождями (это, конечно, красиво, когда купюры с неба сыплются, но одной такой сцены было бы достаточно);
- "полиция Санкт-Петербурга" (у них прямо так на форме написано) - ну совсем уж на Полицейскую академию похоже;
- образ Павла Дурова давно изъезжен, но тут он вновь служит прототипом, теперь для целых двух ипостасей - Джекила и Хайда (вот они - какие-то картонные);
- Джекил похож на молодого Виктора Салтыкова (ну, помните, это который муж Ирины Салтыковой, которая "Серые глаза") и это немножко смешновато.
Какие ожидания не оправдались:
Приступая к просмотру, я ждал разных пропагандистских патриотических вывертов. И вот уже в открывающей сцене злые дети издеваются над собакой и один из них в бейсболке USA: то есть, с одной стороны, ностальгическая деталь указывает на время действия, на 90-е, и это хорошо, но с другой стороны сразу же идут намеки, что Юэсэй - это плохо, и это плохо (хотя если вы патриот нонешней эРэФии, то для вас это хорошо).
Ну и сразу же далее: рычащий пикап "Форд" с грабителями - это якобы плохо, а сбивающий его мусоровоз "Зил" с майором за рулем - это хорошо (ну, то что это мусоровоз с полицейским внутри - действительно остроумно, но где вы видели в СПб допотопные синекабинные "Зилки" на службе у ЖКХ?). Для наглядности этот зил даже взобрался на поверженный "Форд", как бык на корову - типа "можем повторить". Такая картина тешит конечно, наше державное самолюбие, да только автопром в руинах, или в музеях, сейчас на службе у коммунальщиков заграничные грузовики. Увы-с.
Однако! Все эти намеки и выверты - до начальных титров, а дальше будут смелые заявления о коррупции, продажных судьях и необходимости протеста. То есть фильм при всей своей жанровой легкомысленности не боится ставить серьезные взрослые вопросы. И это неожиданно.
Моя оценка: 8 из 10
Весьма высокая оценка для кинокомикса. Прямо скажем, не самый любимый жанр. Тем не менее, плюсов в данном случае намного больше, нежели минусов. Как-то даже не хочется и выискивать минусы. Поэтому восемь баллов.
Другие мои обзоры:
Дьявол всегда здесь (2020) - якобы "лучший фильм года", так ли это? Рассказываю
Неистовый (2020). Фильм про толстого Рассела Кроу - он за рулём, он рычит и хмурится
Китайский квартал (1974). Вам понравится этот фильм, если любите Николсона, Полански и качественные нуары 50-х