Мы живем во время информационного нашествия, от которого невозможно укрыться. Потоки слов и цифр обрушиваются на нас со всех сторон, затрагивая все аспекты сегодняшней жизни. Интернет монополизировал наше сознание. А ведь совсем недавно мы испытывали информационный голод. Взять ту же музыку. Состав своей любимой группы URIAH HEEP я узнал тогда, когда из Австрии мне прислали их первый студийный альбом …Very ‘Eavy ...Very ‘Umble. Впрочем, было это в 1972 году, и к тому времени из первоначального состава в группе остались только Дэвид Байрон, Мик Бокс и Кен Хенсли, хотя и здесь есть свои нюансы. Попробуем разобраться, так как история создания группы весьма любопытна.
В конце 1969 года группа под названием SPICE в составе Мика Бокса (соло-гитара), Дэвида Байрона (вокал), Пола Ньютона (бас-гитара) и Алекса Нэпьера (ударные) приступила к записи своего дебютного альбома. Записав добрую половину материала, музыканты и прибравший их к своим рукам продюсер Джерри Брон решили, что им нужен клавишник. Так в группе оказался Колин Вуд. С ним SPICE записали две песни (Come Away Melinda и Wake Up (Set Your Sights)), которые вошли в первый альбом. После этого Вуд отклонил предложение стать постоянным участником SPICE, и на его место в феврале 1970 года пришел Кен Хенсли. В этом составе были записаны еще четыре композиции (Gypsy, Walking in Your Shadow, Real Turned On, I’ll Keep On Trying), после чего группу оставил Алекс Нэпьер. Причина была не в том, что в нарушение контрактных обязательств он выдал свою жену за сестру. Остаться в группе Нэпьеру помешал его буйный характер. После ухода из коллектива его музыкальная карьера закончилась.
Именно в это время по предложению Брона группа сменила свое название со SPICE на URIAH HEEP, а за ударной установкой ненадолго оказался Найджел Олссон, с которым были записаны Dreammare и Lucy Blues. Для завершения картины отмечу, что фамилии Вуда и Нэпьера упомянуты на альбоме, но на групповой фотографии на развороте их нет. Там на сцене Хенсли и Олссон. Хенсли, кстати, написал и текст, сопровождающий альбом.
Разобрались: первый альбом группы, во время создания которого она превратилась из квартета в квинтет и сменила название, явился плодом деятельности семи музыкантов.
Стоит отметить и то, что это – единственный альбом URIAH HEEP, в котором нет песен, написанных Хенсли. Впрочем, по словам Кена, это не совсем так. В силу сторонних контрактных обязательств он не мог быть упомянут как автор песен, хотя и написал одну композицию (Dreammare), а также принимал участие в написании двух других (Gypsy и Walking in Your Shadow). А вот Мик Бокс подвергает эти слова сомнению, утверждая, что к моменту прихода Кена Хенсли в группу значительная часть материала для альбома была уже подготовлена трио в составе Байрона, Ньютона и самого Бокса. При этом он отмечает, что отрицать вклад Кена Хенсли в создание хита Gypsy c великолепными клавишными в его исполнении было бы несправедливо. Вот такой расклад получается.
Есть и еще одна причина такого экскурса.
На днях я прочитал два интервью все с тем же Миком Боксом – единственным человеком, который разменял с URIAH HEEP второй полтинник и в активе которого 24 записанных с группой студийных альбома. Кому как не ему говорить о URIAH HEEP и давать группе оценку. Вряд ли стоит интересоваться тем, что думают о URIAH HEEP Колин Вуд и Алекс Нэпьер. Их скоротечное пребывание в коллективе перевешивает их статус музыкантов, стоявших у истоков URIAH HEEP. Мне было бы интересно узнать мнение басиста Пола Ньютона, с которым группа записала первые три студийных альбома, но он, похоже, не является медийной персоной и не жалует журналистов воспоминаниями и размышлениями. Остановлюсь на том, что думают о своем пребывании в рядах URIAH HEEP еще один из ее основателей – Дэвид Байрон, а также Ли Керслэйк и Кен Хенсли.
Байрон тепло отзывается об альбомах Demons and Wizards и (как ни странно) High and Mighty, а это вдвойне неожиданно с учетом того, что группа в то время оказалась на распутье после выхода 30 июня 1975 года альбома Return to Fantasy, в котором роль Байрона, по его собственному признанию, была весомой.
Хотя восьмой студийный альбом группы оказался самым успешным по объему продаж, дальнейшая неопределенность коснулась как музыкального, так и административного аспекта (продюсером альбома впервые выступил не Джерри Брон, а Кен Хенсли). Опять же, надо учитывать и тот факт, что практически весь материал для High and Mighty был написан Кеном Хенсли, с которым у Байрона (как и у других членов группы) были непростые отношения. Мне кажется, что этот альбом Байрон также выделил еще и потому, что он оказался для него лебединой песней в составе URIAH HEEP.
Интересно мнение Ли Керслэйка. Для него любимый альбом тот, который последний, но все же он выделяет тройку в составе Demons and Wizards («мы вложили в него наши сердца»), The Magician’s Birthday и Sweet Freedom. Также он отмечает альбомы Abominog и Head First (странный выбор для меня) и добавляет, что ему прекрасно работалось в дуэте с Бобом Дэйсли (вместе с ним они чуть раньше записывали первые два альбома Оззи Осборна, а позже работали в проекте LIVING LOUD).
Одной из причин возвращения Ли в URIAH HEEP было то, что, хотя оба альбома выходили на лейбле Bronze Records, Джерри Брон не был их продюсером. Он просто забраковал материал и не захотел с ним работать.
Керслэйк с явным неудовольствием вспоминает годы своего нахождения «под колпаком» этого человека, который восседал на трех стульях, по образному выражению музыканта (менеджер, продюсер и глава фирмы звукозаписи), и забирал себе половину того, что зарабатывала группа. Не знаю, была ли другая черная кошка, пробежавшая между ними, но Ли, простивший в итоге чету Осборнов и примирившийся с Хенсли, в одном из своих интервью говорит о том, что никогда бы не пошел на мировую с Броном, для которого материальный вопрос откровенно перевешивал человеческие ценности.
Керслэйк считает, что на его отношение к жизни и к людям сильнейшим образом повлияли события 11 сентября 2001 года. В тот день он находился в Нью-Йорке по делам своей тяжбы с Осборнами, и атака на башни произошла у него на глазах.
Ли с теплотой отзывается и о Гэри Тэйне, и о Треворе Болдере, а вот с Марком Кларком, который пробыл в URIAH HEEP всего немногим более двух месяцев, с конца ноября 1971 года по начало февраля 1972 года (с ним группа успела записать сингл The Wizard и сокращенный вариант взятой из запасников баллады Why на вторую сторону пластинки), и со своим старым знакомым Джоном Уэттоном, отыгравшим в URIAH HEEP с марта 1975 года по август 1976 года и записавшим два студийных альбома, настоящего и долгого сотрудничества не получилось. Высококлассные бас-гитаристы просто оказались инородными в группе. Кен Хенсли также считал, что в случае с Уэттоном не сработал личностный фактор.
Неудачными для URIAH HEEP Ли называет альбомы Conquest и Wake the Sleeper. Вряд ли основанием для такой оценки стало то, что оба они записывались с другими ударниками.
В октябре 1979 года Керслэйк ушел из группы. Официально об этом ему объявил Джерри Брон, но Ли считает, что решение принимал Хенсли. Интересно отметить, что с Кеном они играли вместе в проектах THE GODS и TOE FAT за несколько лет до воссоединения в URIAH HEEP, но первое предложение влиться в ряды группы от Кена Хенсли Керслэйк отклонил.
Ли пришел в URIAH HEEP после знакомства с Миком Боксом, а полноправным участником группы он стал, потренировавшись в дуэте с гитаристом три с половиной часа и определившись с решением связать свою судьбу с URIAH HEEP. Керслэйк даже запомнил тот день: 23 ноября 1971 года.
В отличие от Хенсли, с которым Ли никогда не был в приятельских отношениях, с Миком Боксом они оказались на одной волне. Творческой и человеческой. На пару с Миком они были основной оппозицией в группе, противостоявшей Хенсли, который уж слишком откровенно тянул одеяло на себя. Керслэйк соглашается с тем, что Кен являлся движущей силой в URIAH HEEP. Именно им была подготовлена львиная доля материала, но шлифовали его они все вместе.
И еще один интересный факт. В 1978 году Ли написал песню Come Back to Me. Очень трогательная по музыке и тексту баллада, вошедшая в альбом Fallen Angel. Она стала своего рода реакцией музыканта на развод с женой. Когда песня была практически готова, Брон предложил Хенсли добавить в нее переход от куплета к припеву, или просто бридж. Так у песни Керслэйка о личном появился абсолютно ненужный, как он считает, соавтор.
И вот еще о чем хотел бы сказать. В одном из своих последних интервью Керслэйк вспоминает коллегу по группе Оззи Осборна, гитариста Рэнди Роудса, отмечая, что тот был просто влюблен в альбом Demons and Wizards.
Кен Хенсли. Как же без него. Сердце группы на протяжении десятилетия. И какого! Лучшим альбомом, на его взгляд (и не только!), является Demons and Wizards, лучшая песня – Paradise / The Spell, а лучшее время – тот самый 1972 год. Кратко и одновременно исчерпывающе. По словам Хенсли, те месяцы были восхитительным временем, когда химия в группе достигла своего апогея. Вдохновение было запредельным. Идеи переполняли музыкантов. Хенсли с улыбкой на лице вспоминает открывающую альбом композицию The Wizard, на которой записан звук вскипевшего чайника. Идея включить такой необычный инструмент родилась у него дома, а ее автором была жена Кена. Даже в таких мелочах музыканты выстрелили в десятку.
В Paradise / The Spell наиболее полно нашло свое отражение все то, что делало URIAH HEEP уникальными: поэтика текстов и музыки, сплетенных в чарующую гармонию, акустическая гитара и клавишные, два ведущих вокала и хоровое пение, смена ритма и темпа, совершенная игра ритм-секции, отменная работа звукорежиссера, добившегося потрясающего слух разложения инструментов по каналам. Удивительно, но 50 лет назад, в условиях скудных технических возможностей (по сравнению с сегодняшним днем), музыканты и работающий с ними персонал добивались такого технического совершенства, которое сейчас и не снилось! Быть может, дело просто в том, что в наше время это стало никому не нужным?
Даже к оформлению своих альбомов URIAH HEEP подходили трепетно и с высоким пиететом. Их не только приятно было взять в руки, но и рассмотреть фотографии, прочитать тексты песен, заметки Кена Хенсли о том, как они создавались. А некоторые альбомы можно было и полистать, как книги, например, первое американское издание Demons and Wizards или Sweet Freedom. Впрочем, не только они уделяли этому большое внимание. Яркое и продуманное оформление альбома было отличительной чертой музыкальной индустрии того времен.
К сожалению, зашкаливающий уровень вдохновения вступал в конфликт с колоссальным напряжением, и выйти из этого без потерь удавалось не всегда и не всем. Это относится ко многим группам семидесятых, и URIAH HEEP не были исключением.
Сам Хенсли говорит, что в конце семидесятых опустошение все чаще стало навещать его, внутренняя атмосфера в группе накалилась до предела. Последней каплей, переполнившей чашу терпения музыканта, стало то, что при выборе нового вокалиста его кандидат Питер Голби не прошел, а на место прежнего вокалиста Джона Лоутона по решению группы был выбран Джон Сломэн. После записи альбома Conquest Кен Хенсли ушел из URIAH HEEP. Интересно отметить, что для самого Сломэна эта работа осталась единственной в составе группы, а Хенсли считал его приглашение в URIAH HEEP ошибочным и 40 лет спустя.
А вот теперь возвращаюсь к тому, с чего и с кого начал.
Мик Бокс философски относится к Залу славы рок-н-ролла и считает, что по большому счету это никак не влияет на жизнь группы. Конечно, приятно там быть, но это всего лишь галочка в ее творчестве. Я охотно с ним соглашусь. На мой взгляд, сам критерий отбора в Зал славы довольно-таки странный и размытый. В нем много персонажей, непонятно как там оказавшихся, но много и таких, которые заслужили это право, а их там нет.
Даже в истории британского рока условный рейтинг групп вызывает у меня много вопросов. Принято считать, что URIAH HEEP не входят в первую тройку (LED ZEPPELIN, BLACK SABBATH и DEEP PURPLE), хотя я не понимаю, как их можно вообще сравнивать?! Да, они в целом играют в одном стиле, но у DEEP PURPLE и URIAH HEEP клавишным отводится огромная роль в звучании, что коренным образом отличает их от LED ZEPPELIN и BLACK SABBATH.
И Бокс, и Керслэйк также считают, что они проиграли этим группам еще и во времени: все три упомянутые выше группы были созданы в 1968 году, а URIAH HEEP – в конце 1969-го. Кажется, что здесь такого, но, на мой взгляд, определенную скидку на это можно сделать. Чем иначе можно объяснить тот факт, что после записи великолепного альбома Look at Yourself вошедшие во вкус музыканты все еще не могли рассчитывать на благосклонное отношение со стороны критики и в январе 1972 года поехали в турне по США как группа на разогреве у DEEP PURPLE?!
Есть еще один момент, на который обратил внимание Керслэйк и с которым я полностью согласен. URIAH HEEP – очень гармоничная группа, в которой гитарные риффы не являются солирующими. Она отличается равновесным звучанием музыки и вокала, очень необычными клавишными, а пение на несколько голосов явилось ее визитной карточкой, которой чуть позже воспользовались те же QUEEN.
Впрочем, ко всему этому Мик Бокс относится абсолютно спокойно. Он вспоминает, что URIAH HEEP стали первой западной группой, которая приехала в СССР. Было это в декабре 1987 года. Удивительно, что 10 000 фотографий, привезенных тогда с собой музыкантами, разошлись в мгновение ока и, по его словам, выполняли в определенной степени функцию денег: в обмен на них можно было что-то приобрести. Бокс говорит об этом одновременно с удивлением и восхищением. С улыбкой. И еще его изумило то, что на черном рынке за фирменную пластинку URIAH HEEP люди отдавали свою двухмесячную зарплату (здесь он, конечно, преувеличил).
URIAH HEEP посетили с концертами 58 стран, собирали полные залы, а это дорогого стоит. С особой симпатией он вспоминает концерты в Восточной Европе, прежде всего в России и на Украине.
Мик долго думает, прежде чем называет пять лучших студийных работ группы. Первым номером у него идет …Very ‘Eavy …Very ‘Umble. Поясняет: это было начало. Большого дела, которое растянулось на десятилетия. Наверное, это можно сравнить с первой любовью. Разноплановая пластинка, целиком и полностью оправдывающая прежнее название группы, которая c легкой руки Джерри Брона превратилась из SPICE в URIAH HEEP. Для меня лично выбор в чем-то неожиданный, но вполне понятный.
Второй работой Мик называет Demons and Wizards. Это было время, когда музыканты действительно осознали свой звездный статус, штрихами которого стали аншлаги, персональные лимузины и телохранители на гастролях. (Выбор для меня более чем понятен и разделяем).
А вот с выбором третьего альбома Бокс меня удивил: Abominog. Мик объясняет это тем, что URIAH HEEP работали над ним в новом составе (первый альбом без Хенсли), а сам альбом вошел в Топ-40 в США. Что сказать? Однозначно странный выбор для меня. Во-первых, откровенно настораживает то, что четыре из десяти песен не были написаны музыкантами группы. Такого раньше никогда не было. Во-вторых, сам материал мне показался излишне тяжеловесным. В-третьих, смущает оглядка на американский рынок. Для меня лично настоящая рок-музыка является британской. Американский рок все же нечто иное. Более упрощенное и стереотипное.
Четвертым альбомом Мик Бокс называет Outsider (на момент интервью это была последняя студийная работа группы). Мотивируя свой выбор, музыкант говорит о том, что этот альбом оказался удачным со всех сторон: им остались довольны сами музыканты, его приняли слушатели, и высоко оценили критики. Что сказать? Хороший альбом, но определенно не для моей пятерки лучших. Думаю, что на выбор Бокса повлияло и то, что он стал самым свежим продуктом. Помните, что говорил Керслэйк по этому поводу?
Пятый и последний альбом. Вот уж не ожидал: Wake the Sleeper. Впрочем, объяснения Мика отчасти проясняют ситуацию.
Со времени записи Sonic Origami, последнего на тот момент студийного альбома URIAH HEEP, прошло десять лет. Музыкальная индустрия претерпевала серьезные изменения. По словам гитариста, какое-то время они вообще не понимали, что происходит вокруг. Как записывать альбомы в таких условиях?! И группа стала активно использовать это время для гастролей. Когда дым рассеялся, URIAH HEEP записали новый альбом.
Для меня лично он является одним из худших в творчестве группы. Резкий, прямолинейный, однообразный, в котором с трудом можно узнать URIAH HEEP. Впрочем, Мику Боксу виднее. Да и все мы слушаем и слышим музыку по-разному. К примеру, великий Ричи Блэкмор, к моему искреннему изумлению, в тройке лучших альбомов DEEP PURPLE после Deep Purple in Rock и Machine Head называет Slaves and Masters.
И вот еще о чем хотелось бы сказать. Мик Бокс остался единственным музыкантом из первоначального состава группы. Имя которой – URIAH HEEP. Я впервые услышал их подростком и понял, что это именно та группа, которая является моей. Это была магнитофонная запись альбома Demons and Wizards.
Мне трудно сказать, сколько раз я слушал этот альбом. На бобинах, виниле, компакт-дисках. Сто? Двести? Слушаю до сих пор и каждый раз нахожу в нем что-то новое. Поэтика звуков, их тщательное разложение по каналам, когда в одном слышишь бас-гитару и ударные, а в другом – соло-гитару и клавишные, сдобренные акустической гитарой, и голос Байрона, плывущий из одного канала в другой и обратно. Величие, отточенность и красота, самобытность и профессионализм всех тех, кто создал это. И оформление альбома художником Роджером Дином. Мистика и волшебство. Тридцать девять минут и сорок секунд. Всего-то. Но этого оказалось достаточно, чтобы открыть целый мир. Диск совсем не приедается. Считаю его одним из лучших в истории британского рока наряду с Machine Head (DEEP PURPLE), Rising (RAINBOW), Led Zeppelin III (LED ZEPPELIN) и Vol. 4 (BLACK SABBATH).
Если же называть свою пятерку лучших, то в нее в дополнение к упомянутому альбому Demons and Wizards у меня входят The Magician’s Birthday, Look At Yourself, …Very ‘Eavy …Very ‘Umble и Salisbury. В чем-то стандартный, но вместе с тем трудный выбор, потому что еще есть Sweet Freedom и Firefly. А еще был изумительный концертный альбом 1973 года. Все они укладываются в то десятилетие, когда движущей силой URIAH HEEP был Кен Хенсли.
Интересно отметить, что все выбранные мной пять альбомов записывались в студии Lansdowne House Studios, которая располагалась в красивом восьмиэтажном здании начала прошлого века недалеко от Holland Park в Лондоне и в котором в настоящее время находятся 13 апартаментов. Я был там полтора года назад. О том, что здесь была студия звукозаписи, напоминает табличка на доме. О том, что здесь записывались URIAH HEEP, ни один из трех жильцов дома, с которыми я разговаривал, не знал.
По мнению многих людей, работавших с Кеном Хенсли, он был сложным человеком. Но это ни в коей мере не умаляет его таланта. Синдром гения? Конфликты? Так ведь они не редкость в музыкальном мире. И за примерами далеко ходить не надо. THE BEATLES и PINK FLOYD, BLACK SABBATH и DEEP PURPLE все из той же серии. В большей или меньшей степени. По разным причинам. Ричи Блэкмор постоянно тасовал состав RAINBOW под тем или иным предлогом, и каждый из восьми студийных альбомов группы сопровождался появлением в ней новых музыкантов.
Я не знаю, на каких условиях Мик Бокс оставил за собой права на название группы. Честно говоря, мне это неинтересно. Просто URIAH HEEP ассоциируется у меня прежде всего с семидесятыми годами. С Байроном и Ньютоном, Тэйном и Керслэйком. И, конечно, с Хенсли. Они были узнаваемы. И в то же время неповторимы. То, что было после… Я слушаю URIAH HEEP, у меня есть все альбомы группы, мне нравятся две последние студийные работы (Outsider и Living the Dream), я в восторге от Sea of Light. Для меня он однозначно является лучшей студийной работой группы за последние 40 лет, в которой музыкантам удалось органично объединить прошлое и настоящее URIAH HEEP. И оформил альбом все тот же Роджер Дин из начала семидесятых. Однако, говоря в целом, это не тот, классический URIAH HEEP.
Я привык к тому, что в группе нет Хенсли. Не имею ничего против Дэйва Риммера, но мне не хватает Керслэйка. И все эти годы я не могу понять и принять Берни Шоу, особенно когда он поет (пытается петь?!) песни Дэвида Байрона. Разница в вокальных данных уж слишком ощутима. Для меня он – слабейший вокалист группы за все время ее существования.
В этой связи заслуживает упоминания тот факт, что Йен Гиллан никогда не пел и не поет песни, исполненные Дэвидом Ковердэйлом в бытность его пребывания в рядах DEEP PURPLE. Не знаю, по какой причине. По мне такое решение понятно при всем том, что оба вокалиста для меня являются звездами одной величины.
Вспомнил MOLLY HATCHET. Говорят, они до сих пор выступают, хотя последний студийный альбом выпустили в 2012 году. Шесть музыкантов. Из оригинального состава не осталось никого. Уже давно. Только одно название. Так, в качестве примера.
Для меня лично начиная (условно говоря) с 1987 года этот музыкальный коллектив – группа Мика Бокса, а не URIAH HEEP при всем своем искреннем и глубоком уважении к Мику. Качественная, идущая в ногу со временем. И все же это не то, что, оглядываясь на последние 40 лет, я могу отнести к легенде британской и мировой рок-музыки, чей вклад в ее развитие огромен.
А что касается Зала славы, уверен, они там должны быть. С учетом своего стажа служения музыке. Вклада в нее. И в память о Гэри Тэйне, Дэвиде Байроне, Джоне Уэттоне, Треворе Болдере, Ли Керслэйке, Кене Хенсли. И о тех, кто здравствует, но кого давно уже нет в составе URIAH HEEP.
Впрочем, как всегда, всего лишь личное мнение человека, который все еще познает этот волшебный мир под названием рок-музыка. Мир, в который его, подростка, привел Кен Хенсли.
Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
#Uriah Heep #рок-музыка #музыканты #рассказы #