Люди по всему миру самоизолируются, чтобы помочь остановить распространение коронавируса. А ведь это далеко не первая эпидемия.
Осенью 1348 года в порт Саутгемптон в Англии вошел корабль, везший с востока болезнь, которая уже опустошила западный мир. Она быстро и безжалостно убивала тысячи мужчин, женщин и детей. Это была бубонная чума, идентифицируемая по почерневшим "бубонам", которые образовывались в области суставов инфицированного человека – пах или подмышка были самыми распространенными местами. Они сопровождались телесными болями, холодом, летаргией и высокой температурой. Когда инфекция попала в кровоток, она эффективно отравила кровь, что привело к вероятной смерти. Некоторые выживали после заражения, но большинство умирало в течение нескольких дней, а иногда и часов. Эта волна бубонной чумы стала известна тогда как чума – или позже, Черная смерть.
К ноябрю 1348 года болезнь достигла Лондона, и к Новому году 1349 года около 200 тел в день складывались в братские могилы за пределами города. Генри Найтон, монах-августинец, был свидетелем опустошения Англии черной смертью: “во всем мире была всеобщая смертность… овцы и волы бродили по полям и посевам, и некому было их прогнать или собрать, но они гибли в бесчисленном количестве… за неимением пастухов… После эпидемии многие здания пришли в полное запустение из-за отсутствия жителей; точно так же многие маленькие деревни и селения стали пустынными, и в них не осталось ни одного дома, ибо все те, кто жил в гимне (sic), были мертвы.”
Сельская местность пришла в упадок, посевы, скот и продукты умирали из - за отсутствия людей, которые могли бы ухаживать за ними. Города были заброшены, остались только мертвые, чтобы занять их, и война с Францией – первая часть позже названной Столетней войны – была приостановлена. Англия и остальная Европа были вынуждены смириться с эпидемией апокалипсического характера, которая радикально изменила ландшафт общества.
Стремясь взять эпидемию под контроль, Эдуард III, король Англии того времени, был вынужден обратить свое внимание на внутренние дела. До начала эпидемии в Англии его дочь принцесса Жанна заболела чумой после того, как ее корабль пришвартовался в Бордо. Она собиралась выйти замуж за Петра кастильского в рамках дипломатического брачного союза между двумя королевствами. Она так и не добралась до Кастилии и, узнав, что чума охватила Бордо, укрылась в маленькой деревушке Лоремо, где и умерла вместе с большей частью своей свиты.
Король был опустошен этой новостью и действовал быстро и решительно, чтобы попытаться обуздать вспышку в Англии. Парламент 1349 года был отложен до Пасхи (однако, когда наступила весна, парламент все еще был пуст.) Чиновники разбежались по домам, а шерифы отказались вести дела, опасаясь за свою жизнь. Страна была закрыта, и люди надеялись, что король поддержит их в кризисе.
Реакция Эдварда была рациональной: он подозревал, что причиной эпидемии была плохая общественная гигиена. Стремясь бороться с распространением инфекции, он выступил против идеи вырыть яму для захоронения жертв чумы в Восточном Смитфилде – это было в непосредственной близости от Лондонского Тауэра и прилегающих жилых районов. Еще дальше были вырыты ямы, самые большие в Смитфилде. В 1349 году Эдуард III написал мэру Лондона письмо, в котором предписывал ему тщательно очистить улицы, поскольку они были “загрязнены человеческими фекалиями, а воздух города отравлен (sic) к большой опасности прохождения людей, особенно в это время инфекционных заболеваний”.
За границей были приняты дополнительные меры предосторожности. В Италии в 1347 году, почти за год до того, как чума достигла Англии, порты начали отворачиваться от кораблей, опасаясь, что они несут смертельную болезнь. К марту 1348 года эти защитные меры были формализованы, и Венеция стала первым городом, закрывшим свои порты для прибывающих судов. Те, кого они допускали, подвергались 30-дневной изоляции, позже увеличенной до 40, что в конечном итоге привело к рождению термина "карантин", поскольку корабли были вынуждены ждать в середине Венецианской лагуны, прежде чем им разрешили высадиться. Были вырыты отдаленные кладбища, и во время более поздней вспышки венецианцы даже пошли на создание карантинного острова на Лаццаретто Веккьо, небольшом острове в Венецианской лагуне. Во время раскопок в 2007 году было обнаружено более 1500 скелетов, предположительно жертв бубонной чумы. Считается, что еще тысячи людей остаются под землей на острове.
Какие части Англии были поражены чумой?
Англию постигла та же участь. В 1300 году население достигло примерно пяти миллионов, а к 1377 году оно сократилось до 2,5 миллионов. Чума унесла половину населения, уничтожив целые семьи, деревни и даже такие города, как Бристоль. Меры, которые были приняты, чтобы воспрепятствовать распространению первой эпидемии Черной смерти, были бессильны, но существовали планы на случай непредвиденных обстоятельств для будущих вспышек позже в истории.
В 1563 году, когда чума пришла снова (как это случалось в большинстве лет, хотя некоторые вспышки были более серьезными, чем другие), лорд-мэр приказал прикрепить Синие кресты к дверям домов, в которых содержались все зараженные чумой за последнюю неделю. Жители должны были оставаться в помещении в течение одного месяца после смерти или заражения кого-либо в здании. Только одному незараженному человеку разрешалось выходить из дома, чтобы купить провизию для больных или исцелиться. Чтобы отметить свое здоровье, они должны были носить белый жезл, который, если бы они забыли, повлек бы за собой штраф или даже тюремное заключение. В 1539 году Лондон снова поразила чума, и дома были заключены в тюрьму на 40 дней – типичный карантинный период, предусмотренный в Венеции XIV века. К 1580 году за судоходством было усилено наблюдение, и экипажи и пассажиры были помещены в карантин либо на борту своих судов, либо в порту, где они высадились. Купцов держали в порту Рая и запрещали им входить в город, а все товары должны были проветриваться, чтобы не переносить инфекцию. Передвижение также контролировалось внутри страны – въезд в Лондон путешественников из других графств был запрещен, если в их районе было известно о чуме.
Вспышки чумы продолжались и в XVII веке, самой жестокой и знаменитой была эпидемия 1665-56. В 1630 году в Лондоне были приняты карантинные меры, и Тайный совет распорядился снова закрыть дома, когда те, кто находился внутри, были заражены. Однако для выполнения этого приказа снаружи зараженного дома должны были выставить охрану. Это вскоре было заменено приказом, что люди внутри должны были быть отправлены в дом Пешта (закрытый госпиталь для тех, кто страдает от чумы), в то время как дом был закрыт. Что еще более примечательно, деревня Эйам в Дербишире смело ввела самокарантин, чтобы предотвратить распространение инфекции в другие деревни, потеряв при этом 260 жителей.оне было известно о чуме.
На протяжении четырех столетий чума опустошала жизни миллионов людей, и, несмотря на все усилия властей, мало что можно было сделать для того, чтобы сдержать распространение этой опасной инфекции. Люди винили себя, как правило, в том, что они были наказаны Богом за свои грехи – некоторые даже верили, что эпидемия была апокалипсисом.
Хотя сегодня чума вообще перестала существовать, в 1924 году в США была вспышка, а в Индии уже в 1994 году, убив 52 человека и вызвав массовую панику, когда люди бежали из страха перед инфекцией. Однако мы не склонны испытывать уровень смертности, наблюдаемый в 14, 15, 16 и 17 веках. С развитием современной медицины и практических непредвиденных обстоятельств мы надеемся, что биомедицинская катастрофа останется в истории.