«Не знаю как другие, но я почти всегда танцую пока играет музыка в эфире»
В автобусах, машинах, магазинах и даже на улице мы можем слышать любимые треки, интересные новости и разную полезную информацию. Сейчас без радио всем было бы скучно. Но кто же стоит за всем этим? Алина работает на радио уже 2,5 года в холдинге медиакомпании Хорошие Люди. Она является ведущей Европы плюс Киров, а также Love Radio Йошкар-Ола, и она рассказала нам о своей работе, забавных случаях, а также поделилась плюсами и минусами своей профессии.
Алина, в каком возрасте пришла мысль о том, чтобы пойти учиться/стать радиоведущей?
Это было где-то в 10 классе. На самом деле я не так сильно хотела быть журналистом, как театральным человеком. Я хотела поступать в театральное училище либо институт, но как-то не сложилось. Наши пути разошлись, и я решила поступать на что-то похожее. И тогда я думала, что журналистика близка к театру, ведь тоже нужно быть в кадре, уметь говорить, но как оказалось потом это разные вещи.
А как началось знакомство с радио, почему именно это направление?
После учебы я не думала, что когда-то смогут работать радиоведущей. Я думала, что мой голос не подходит для этого, нужно уметь красиво говорить, а я не умела. К тому же, сферу радио я не рассматривала, больше думала на счет телевидения. На втором курсе так вышло, что мы пошли на экскурсию в медиахолдинг Хорошие люди. Как оказалось потом это была не просто экскурсия, а пробы. Мы читали небольшие тексты, потом сказали, что кому-то перезвонят. В итоге через две недели перезвонили мне, и я была безумно счастлива. Ведь, во-первых, мне очень понравилась компания, и на тот момент я искала работу, а во-вторых, хотелось попробовать себя в более профессиональной сфере.
На каком радио вы выросли, что вас тогда привлекало?
В детстве я любила музыкальные радиостанции. Они всегда добавляли настроения, эмоций, бодрости, особенно после утренних шоу. Я слушала Европу плюс и другие подобные.
На каких должностях вы начинали?
Я была и остаюсь радиоведущей.
Как отрабатывали свою дикцию, технику речи?
У меня были проблемы с подачей информации и тембром голоса. Так вышло, что он у меня был очень высоким, и его нужно было сделать ниже и глубже. Я работала над этим, над дыханием и подачей, чтобы все было органично и красиво. Напарница и директор эфира помогали мне с этим. Мы читали тексты, учились подавать информацию. Дополнительно был комплекс упражнений от артиста драматического театра Натальи Исаковой. В университет целый курс у нас преподавал Михаил Андрианов, он и помог раскрыт мне голос. А так каждый раз перед эфиром я провожу артикуляционную гимнастику.
Считаете ли вы себя успешной в своей профессии?
Я закладываю в “успешность” понятия состоятельность, узнаваемость, новые проекты, карьерный рост. На данный момент я не могу назвать себя успешной по какому-то из этих критериев. Я считаю, что я достигла чего-то в этом направлении, но успеха как такового я не чувствую.
Всегда ли вы готовитесь к эфиру?
Я готовлюсь к эфиру всегда. Прихожу в студию, пишу текст, прочитываю его несколько раз, делаю артикуляционную гимнастику, и после выхожу в эфир.
Расскажите о плюсах и минусах вашей работы?
Из плюсов я могу выделить творчество: я обожаю составлять тексты, искать интересные факты. Мне нравится общаться со слушателями, и вообще весь коннект, когда ты понимаешь, что тебя кто-то слушает по ту сторону. Могу отметить еще многозадачность, ведь нужно одновременно проделывать и техническую часть и творческую — это очень мобилизует тебя. Огромный плюс — музыка, ведь она несет огромный заряд настроения.
Из минусов так это то, что план работы повторяется: записать погоду, подготовиться к эфиру, отвести эфир, и эти задачи превращаются в рутину. А я очень люблю разнообразие, и для меня это большой минус.
Что делает радиоведущий пока в эфире играет музыка?
Не знаю как другие, но я почти всегда танцую. В основном танцую, иногда пою, снимаю какие-нибудь видосики и просто кайфую. Конечно, пока идет подготовка к эфиру, ты не замечаешь даже то, что играет на фоне. А вот в перерывах можно и расслабиться, особенно когда вышел какой-то новый трек, или что-то из золотой коллекции.
Были ли какие-то забавные случаи на работе?
На самом деле их очень мало. Я могу рассказать историю одного звонка на Дорожном радио. Однажды девушка в не очень трезвом состоянии позвонила в студию, чтобы заказать какую-то песню. Мы не можем выводить нетрезвых людей в эфир, даже в записи. И вот эта девушка звонила на студию раза четыре в течение часа. Сначала она была очень приветливая, после двух звонков она уже стала злая, ругалась матом, а после вообще назвала не нашу радиостанцию, а какую-то другую.
Еще бывают случаи с призхантерами — это те, кто постоянно выигрывают призы. Бывает, человеку настолько необходимо выиграть кружку или полотенце например, что он звонит в студию с разных номеров, представляется разными именами. Это максимально странно, и, по сути, не по правилам. Конечно, мы об этом рассказываем слушателям, но нас не слушают. Это выглядит забавно.
Какой карьерный рост возможен для радиожурналистов?
Конкретно по радио, то это безусловно работа в другом городе. То есть если вы работаете на местном радио, то после можно будет попасть на федеральное. Если же это рост личностный, то в медиакомпании могут быть дополнительные вакансии, например директор эфира, продюсер и так далее. Либо же новые проекты, новые радиостанции, которые развивают тебя с точки зрения ведения эфира, подачи информации.
Какие профессиональные секреты вы открыли для себя за время работы на радио?
Как таковых секретов нет, скорее профессиональные навыки: работа с голосом, подача себя и своей речи. От этого зависит не только работа на радио, но и вообще в жизни нужно уметь правильно говорить, ведь речь и подача многое решает. Также работа с текстом. Его нужно правильно упростить, чтобы слушатель сразу понял, о чем идет речь. Это тоже касается не только радио, но и социальных сетей. Простой, живой и яркий текст запомнится намного быстрее. Ну и куда же без внутренней уверенности. Тогда и голос легче раскрывается, и лучше идет работа во время прямого эфира.
Радиоведущим может стать каждый?
Радиоведущим может стать не каждый, но образование какое-то специально не обязательно нужно. Например, на нашей радиостанции важен именно голос, дикция, подача, образованность и очень важно, чтобы не было недостатков речи (картавость, шепелявость), вятского акцента. Потому что если есть акцент, то это сразу - нет. Если его нет, но с голосом можно еще немного поработать, сделать его боле привлекательным — да. Дальше обучение проходит уже непосредственно на радиостанции, потому что, например в университет не смогут обучить как правильно работать с техникой, как выходить в прямой эфир. Ведь прямой эфир — это очень большая ответственность, и чтобы допустить человека в эфир нужна практика как минимум полгода. В подкастах имеет место быть недостатки в речи, а на радио все очень жестко. От этого зависит реклама, это не творческий проект, поэтому отбор идет жесткий.
Сейчас есть разнообразные курсы для будущих радиоведущих. Достаточно ли пройти курсы, чтобы зарекомендовать себя перед работодателем, или же полноценное образование играет большую роль?
Не обязательно быть журналистом, чтобы работать на радио. Важно также быть грамотным и начитанным. Если говорить о курсах, то это должны быть не курсы по радио, а курсы по сценической речи, которые повысят шанс попасть на станцию.
Как выбрать радиостанцию для работы?
Для начала стоит учитывать, что есть местные/региональные и федеральные радиостанции. Если случилось так, что у человека прекрасные данные, у него есть выбор куда идти, и его хотят взять к себе несколько работодателей, то это прекрасно. Тогда нужно опираться на свой вкус, на то, какой опыт он в итоге хочет получить. Но такое случается крайне редко. Если человек хочет понять, как это все работает, набраться опыта на каких-то определенных программах, например он хочет писать развлекательные тексты, то это определённо музыкальная станция, как Европа плюс. Если же помимо основных программ, человек хочет реализовывать свои рубрики, шоу, и так далее, то лучше идти на местную радиостанцию, как Мария ФМ. Там больше возможности придумывать что-то свое, обсуждать идеи с программным директором, там больше творчества.
На федеральных радиостанциях все намного сложнее. Там редко бывают какие-то вакансии и места. Обычно у тебя нет выбора. Ты идешь туда, куда нужно, если, конечно, найдешь такое место. В любом случае, опыт на федеральной радиостанции — это всегда классно и полезно. Это можно сказать и по региональным радиостанциям. Например, на Европе плюс мы пишем тексты максимально приближённые к федеральной подаче, нашим ведущим ставят оценки федеральные эксперты, и это тоже крутой опыт. К тому же вкусы часто меняются. Нужно просто нарабатывать опыт, пробовать себя, и ориентироваться на свой вкус.
Совет для тех, кто хочет попробовать себя в радио.
Большую роль играет текст. Важно подбирать актуальную и свежую информацию, правильно ее обрабатывать. Также важно быть в теме, в тренде, и самое главное на волне радиостанции. Работайте с голосом, подачей, со своим “Я”, харизмой, обработкой информации, и тогда все получится.