Найти в Дзене

Работа КГБ по вычислению Французского ЭМИСАРА в Украине.(1978г.)

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Управлением КГБ УССР по Винницкой области разрабатывался «Француз», 1926 года рождения, украинец, гражданин и житель Франции, невозвращенец периода Великой Отечественной войны, преподаватель одного из парижских лицеев.

Как располагающий родственными связями в СССР (в Виннице проживают мать, сестра и другие родственники; отец, осужденный за антисоветскую деятельность, умер в местах лишения свободы) «Француз» был известен УКГБ и ранее, однако активно проверять иностранца начали в 1978 году по подозрению в причастности к закордонным ОУН. Основание для этого дали некоторые его письма националистического содержания к матери, публикации в западной прессе, участие в работе «Украинского академического общества» и «Общества за патриархальное устройство Украинской католической церкви», где он являлся третьим заместителем председателя и финансовым референтом.

В сентябре того же года «Француз» вместе с сыном Филиппом и дочерью Анной-Мари впервые приехал в СССР по каналу частного въезда. В общении с родственниками и нашими источниками он показал себя лояльно настроенным к СССР. Дети же иностранца во время посещения одной из школ Винницы в присутствии учителей и учащихся допускали националистические суждения, восхваляли западный образ жизни, подчеркивая его «преимущества» перед социалистическим, особенно в вопросе о «свободе личности». По названным фактам были получены заявительские материалы. Установили также, что Филипп и Анна-Мари по месту жительства ежегодно выезжают на лето в молодежные украинские лагеря, где царит дух национализма.

Через год «Француз» вместе с дочерью снова прибыл в Винницу. В пути иностранцам был подставлен с нейтральных позиций агент «Петров», молодой мужчина, хорошо владеющий украинским языком, достаточно осведомленный в области истории Украины, национальной литературы, народных обычаев и религиозных обрядов. Он вызвал к себе интерес «Француза» и его дочери, что послужило основой для их дальнейших контактов в Виннице. В свою очередь агент проявил «симпатию» к Анне. Она ответила ему взаимностью.

Через некоторое время иностранцы стали активно обрабатывать «Петрова» в националистическом духе, утверждали, что в республике в скором времени должны произойти «позитивные перемены», которым способствуют выступления украинцев за рубежом в защиту «борцов Украины». Дали понять, что и они занимаются подобной деятельностью. «Француз» прямо заявил агенту о своей заинтересованности в том, чтобы на Украине появилось больше «патриотов своей нации», обещал пригласить агента во Францию и познакомить с «интересными людьми». Анна передала «Петрову» националистические песни и стихотворения, написанные ею, рекомендовала разучить их с друзьями.

В этот же период иностранец с дочерью выезжали в Киев для обусловленной встречи с французскими автотуристами Левчуком и Бухтяком, членами ОУФ (объединение украинцев Франции), входящего в структуру закордонных частей ОУН, совместно с которыми вели националистическую обработку советских граждан, что было задокументировано при помощи группы содействия из представителей общественности.

Полученные материалы подтвердили наши предположения в отношении «Француза». На него завели дело оперативной разработки. В соответствии с заданием после отбытия иностранцев за границу «Петров» под нашим контролем вел с ними активную целенаправленную переписку, создавая предпосылки для их приезда в СССР и последующего изучения.

Какое-то время письма от Анны-Мари перестали поступать. Агенту рекомендовали выждать, пока она сама проявит инициативу в поддержании дальнейшей переписки. Письмо от нее пришло, и связь возобновилась. В очередном послании «Петров» сообщал ей дополнительные сведения о себе, своих знакомых из числа интеллигенции, писал, что находится в курсе литературной жизни области, сам принимает в ней участие, по роду службы бывает в различных городах Украины, часто выезжает в командировки за пределы республики.

Из дальних родственных связей объекта был завербован агент «Андрей», которого также предполагалось использовать в разработке.

В августе 1981 года «Француз» с сыном снова приехали в Винницу. От «Петрова» и «Андрея» получили сообщения о том, что иностранцы уверовали в безнаказанность, ведут активную националистическую пропаганду, занимаются сбором тенденциозной информации о «положении на Укра-ине». Было принято решение пресечь враждебную деятельность «Француза». Для легализации оперативных данных, зашифровки работавшей по делу агентуры использовалось то обстоятельство, что объект в поисках редких украинских книг, словарей посещал букинистические отделы книжных магазинов, пытался узнать адреса владельцев частных библиотек. Иностранцев вывели на доверенного Пивченко и его брата Алексея, имевших много уникальных изданий на украинском языке. «Француз» с сыном посещали их дважды и оба раза сводили разговор к утверждениям о якобы происходящей на Украине насильственной русификации, о необходимости борьбы за «самост1йну Украину» по примеру антисоциалистических элементов в Польше, прославлению Петлюры, Бандеры, Мельника, Мороза и других главарей националистов. По этим фактам доверенный Пивченко и его брат представили в УКГБ письменные заявления.

Вскоре агент «Андрей» сообщил, что объект с сыном намерены совершить безвизовую поездку в Киев. Чекисты приняли решение задержать их в пути следования силами милиции, после чего, использовав факт нарушения правил проживания и передвижения иностранцев на территории СССР, пригласить «Француза» в ОВИР УВД Винницкого облисполкома для беседы. При задержании оперативный работник, выступавший под видом сотрудника милиции, потребовал от иностранца объяснений. Ему было поставлено в вину совершение действий, противоречащих интересам государственной безопасности СССР. Первоначально «Француз» вел себя неискренне, пытался отрицать приведенные факты, однако после предъявления заявительских материалов, будучи уличен в совершении противоправных действий, полностью признал, что проводил враждебную пропаганду против нашей страны, нарушал Правила передвижения и проживания, а потом написал соответствующее объяснение, в котором просил не наказывать его строго. По согласованию с Пятым управлением КГБ «Француза» выдворили из СССР с последующим закрытием въезда в нашу страну.

Подписывайтесь на канал что бы узнать больше!!!

В статье использовался материал взятый из "СБОРНИКА СТАТЕЙ ОБ АГЕНТУРНО-ОПЕРАТИВНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ РАБОТЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР." 1986г.